Рейтинг@Mail.ru
Воспитание чувств, или Один день из жизни директора школы

Воспитание чувств, или Один день из жизни директора школы

6.00 Пора вставать. В сентябре столько дел! Но если сразу все четко расставить по местам, запустить и отрегулировать сложный школьный механизм, то потом жизнь пойдет по накатанной. В этом за семь лет директорства в 51-й школе Зоя Алексеевна Вальшина убедилась на собственном опыте.

Хозяйство у нее большое и хлопотное: 38 классов - 912 человек. И это еще не все ребята. На Северном Маганаке идет большая стройка. А новые дома - это новые ученики.

- Боимся перекомплекта, - вздыхает. - Работать в переполненных классах сложно и педагогам, и детям.

Но - надо! Поэтому максимально продумана организация. Самая напряженная - первая смена: уроки идут в 23 классах. Во вторую - только в 15, чтобы у ребят была возможность заниматься в кружках, на факультативах, в спортивных секциях.

Кстати, когда Глава города В. А. Гаранин, осматривая школу, спросил, что в первую очередь нужно 51-й, Зоя Алексеевна ответила сразу:

- Спортзал!

Несколько лет назад они провели мониторинг здоровья детей и поразились тому, сколько малышей приходят в первый класс уже больными. Нарушение зрения, сколиозы, болезни желудка и прочее. Решили: надо срочно что-то делать, чтобы, если не вылечить детей, то хотя бы не дать болезни прогрессировать в школьные годы. И разработали программу "Развитие здоровой личности в условиях модернизации школы". Вроде бы, что нового в физминутках? Но в 51-й это несколько комплексов упражнений, которые педагоги подобрали вместе с медиками: один - для укрепления зрения, второй - для правильной осанки и т.д. Учителя-разработчики провели физкультурный ликбез с остальными коллегами, теперь вся школа занимается по этим комплексам.

Или взять портфели. Порой диву даешься, как младшеклассники вообще умудряются таскать такую тяжесть. Вот так и появляется сколиоз. Провели родительские собрания, объяснили: пусть дети оставляют в школе, к примеру, ножницы и картон для уроков технологии, вторую обувь. Портфели стали легче, спины выпрямились.

Меняют старые рамы на пластиковые, вместо штор устанавливают жалюзи, убирают цветы с подоконников - в кабинетах сразу светлеет, значит, снижается нагрузка на зрение.

Но, конечно, без полноценных уроков физкультуры и секций трудно говорить о том, чтобы вырастить здоровое поколение. Так что зал был нужен позарез. И новенький современный спорткомплекс с уютными раздевалками, душем, необходимым инвентарем с прошлого года стал центром притяжения не только ребят. По вечерам он открыт для пап и мам. А в программе многих соревнований теперь есть специальный "родительский" этап, который особенно нравится папам. Приобщаются к здоровому образу жизни и педагоги. Свет в окнах спортзала не гаснет до 22 часов.

7.30 Она любит это время. В школе еще тишина. Можно спокойно пройти по коридорам и кабинетам, посмотреть, как вечером поработал техперсонал, заметить какие-то мелкие неполадки, на которые в суете дня и внимания не обратишь.

Надо подумать, где и как разместить стройматериалы для ремонта крыши. Сегодня после обеда должны завезти. Здание 1972 года постройки. Менять приходится многое. За прошлый год холл и восемь кабинетов сделали "под яичко". Спасибо родителям! Поначалу откликались не слишком охотно, потом увидели, как преображается школа, поверили - деньги из семейного кошелька идут в дело. Теперь придирчиво разглядывают свежеотремонтированный класс и совещаются, как сделать "свой" еще лучше. Спасибо известным выпускникам! Благодаря им уже действуют четыре именных класса, на очереди еще один.

Сегодняшней школе без спонсорской помощи не обойтись. Увы, реалии времени. Трудно ли педагогу выступать в роли просителя?

- В первый раз чувствовала себя очень неловко. Обидно было, когда получила отказ, - вспоминает Зоя Алексеевна. - Но хороших людей гораздо больше. Встретила депутата А. А. Рыжкова (наш выпускник!), предложила: "Не хотите участвовать в акции "1 сентября - каждому школьнику"? Обещал подумать, вскоре перезвонил: "Десять человек обую, одену. Нужен список вещей". Весной помогаем приводить в порядок поселковый стадион, за техникой - к директору "Спецавтохозяйства" А.И. Гармашу, тоже депутату.

Она продолжает перечислять фамилии прокопчан, которых годы и должности не лишили интереса к жизни родного поселка и желания сделать его лучше. Важно только найти к каждому свой подход, выбрать нужное время и нужные слова. Да, директору школы помимо всего прочего приходится быть и тонким дипломатом.

8.15 С традиционного аппаратного начинается рабочая неделя. В кругу заместителей обсуждают проблемы и планы. Событий столько, что чувствуют себя олимпийцами: только добежали до финиша, надо вновь выходить на старт.

Начало сентября, а уже пришло семь положений о конкурсах. Стараются участвовать практически во всех. Польза тут и моральная, и материальная. Во-первых, педагогам не дают застаиваться, ведь подготовка к конкурсу - это и большая напряженная работа, поиск нового, неповторимого, своей изюминки. Представители 51-й успешно участвуют в городских, региональных и всероссийских конкурсах педагогического мастерства. Во-вторых, детям интересно, особенно, если виден результат. В прошлом году две группы учеников побывали в Москве на Всероссийской научно-практической конференции "Юность. Наука. Культура". Сначала подготовили работы для своей, внутри-школьной конференции. Лучшие отобрали на городскую. Отличились и там, поэтому отправили их в столицу. Юные прокопчане вернулись с дипломами и массой впечатлений. А главное, с желанием вновь участвовать и побеждать. Теперь ребята сами подходят с вопросом, какие конкурсы ждут их в новом учебном году. Ученики 51-й - лауреаты Всероссийского конкурса молодежных образовательных учреждений и научных организаций "Моя законотворческая инициатива", дипломанты региональной студенческой научно-практической конференции "Мир физических и астрономических исследований-2010". Многократные победители и призеры областных и городских соревнований, попробовали свои силы в популярном аквашоу "Круто!" нашей телерадиокомпании и заняли второе место, получив 30 тыс. руб. Это к вопросу о материальной пользе. Без сомнения, здесь основное достижение - грант в миллион рублей за победу в федеральном конкурсе школ, внедряющих инновационные программы. На эти деньги купили мультимедийные доски, лабораторное оборудование для кабинетов химии, физики, оргтехнику.

Директор тоже рискнула. И снова попадание в цель: диплом второй степени Всероссийского конкурса "Управление современной школой" в рамках III Всероссийской педагогической ассамблеи "Достояние образования".

- Представляла инновационную программу и свою команду, хорошую, сильную, ведь практически все заместители - выпускники нашей школы. А это позволяет активно внедрять новинки и сохранять добрые традиции, заложенные педагогами, у которых учились мы, - делится Зоя Алексеевна.

Десять дней в столице промелькнули незаметно. Педагогов возили по лучшим московским школам, где она все снимала на видеокамеру, чтобы потом показать дома. Там, слов нет, восторг и удивление: современное оборудование, оранжереи на крышах и прочее. Но обычная школа, которая располагалась неподалеку и куда заглянули уже вне программы, даже уступала прокопьевским, тем более родной, 51-й.

12.25 Планерка для учителей. В школе пополнение - три молодых педагога на смену ветеранам, которых проводили на заслуженный отдых. Среди них любимая Анна Георгиевна Коноркина. Это она заметила в юной Зое склонность к педагогике и посоветовала: "Тебе надо быть только учительницей!"

- Как новенькие? - поинтересовалась у коллег.

- Кажется, славные. Энергичные, неравнодушные.

Молодые сразу вливаются в кипучую школьную жизнь. У учителя кроме уроков масса забот. Надо обойти всех учеников, посмотреть, кто как живет, проверить неблагополучные семьи. У каждого классного руководителя есть специальная тетрадь посещений учеников на дому.

Надо уже сейчас, на старте учебного года, думать о предстоящем Едином госэкзамене. З.А. Вальшина вообще считает, что подготовка к нему начинается с младших классов. У каждого педагога - образцы с тестами ЕГЭ за прошлые годы. Любой ребенок может взять и проверить себя. И на дополнительные занятия не стоит ходить бездумно: лучше выбрать те темы, где ученик что-то не понял, и попросить учителя разобраться. Об этом же говорят на "трехсторонних встречах": учитель - родители - ученики. Цель их одна - объяснить, что ЕГЭ не страшен, если готовиться продуманно и в системе.

А как филолог (по специальности Зоя Алексеевна - преподаватель русского языка и литературы) относится к тому, что литературу загнали в тесты?

- Против, однозначно! - тут же попадается на провокацию моя собеседница. - История, литература - предметы, где дети учатся думать и говорить, высказывать и отстаивать свою точку зрения. Значит, готовиться к самостоятельной взрослой жизни. Фамилии героев произведений или даты - отнюдь не главное. "А что ты чувствуешь? Как бы ты поступил на месте Онегина или Татьяны?" - спрашиваю. И они начинают рассуждать.

Выходит, следовало бы сделать литературу и историю творческими предметами, как живопись или актерские навыки при поступлении в творческие вузы?

18.00 День промелькнул незаметно. Кажется, удалось сделать почти все намеченное. Можно собираться домой.

- Зоя Алексеевна! А мы к нашей подшефной бабушке снова будем ходить? - подбежали к директору несколько подростков.

- Конечно, будем!

Это ребята из молодежного объединения "Next", современные тимуровцы. Сначала выбрали нескольких ветеранов, снег убирали, огород вскапывали, в доме порядок наводили. Потом с удовольствием пили чай со стряпней и вареньем, которыми угощали благодарные хозяева. Заметив это, пошли в школу пожилые люди из близлежащих домов:

- Покопайте и у меня!

Детей можно увлечь только живым делом. С каким энтузиазмом они участвовали в региональной акции в честь юбилея Победы. Теперь на аллее Славы в Новосибирске, появившейся накануне 9 Мая, есть и прокопьевская земля. Ребята собирали ее возле памятников воинам, павшим в боях за Родину. Бережно упаковывали в коробочки. Снимали фильм. Встречались с фронтовиками. Слушали их рассказы о Великой Отечественной, которая для сегодняшних школьников столь же далека, как Куликовская битва. И протянулась тонкая нить взаимопонимания между теми, кто знает о войне не понаслышке, и поколением next.

Ирина Смирнова. Фото автора.


Выпуск №:  38-2010 (22.09.2010)

Возврат к списку