Рейтинг@Mail.ru
Машина марки «Распилыш»

Машина марки «Распилыш»

В "Диалоге" № 37 от 15 сентября в статье "Первый ты у неё или нет - неважно" мы писали о том, "как добросовестные приобретатели" авто (именно так на юридическом языке называются эти граждане) становятся крайними, отвечая своим карманом, когда выясняется, что автомобиль завезён в страну нелегально.

То есть автомобиль продаётся и перепродаётся в нашей стране неоднократно, и вдруг выясняется, что ставить его на учёт - значит противоречить закону, и уже намотавшая по стране километры машина с учёта снимается, превращаясь в бесполезный для хозяина металлолом. Вопрос: что же делать в такой ситуации крайнему и по времени и по сути горемыке-автовладельцу - так и остался без ответа. Департамент ОБДД МФ РФ посоветовал тщательнее подходить к выбору авто, приобретать машины в автосалонах. Ответа от таможни мы тогда не получили. Он пришёл уже после публикации материала. Ответ подписан начальником Кемеровской таможни С.Д. Третьяковым. Приводим выдержку из информационного письма:

"Направляем вам для сведения информационное письмо Кемеровского областного суда от 24.01.2008 №01-19/55, в котором изложена позиция судебных органов по данному вопросу:

"Поскольку свободный оборот товаров, ввезённых на таможенную территорию РФ, возможен только после завершения таможенного оформления, то не могут быть удовлетворены требования истцов - последних владельцев автомобилей иностранного производства о выдаче им паспортов транспортных средств (ПТС) лишь по тем основаниям, что они не являлись участниками таможенных отношений, не знали о незаконности ввоза автомобиля на территорию РФ, а являются добросовестными приобретателями таких автомобилей.

В данном случае положения ст. 302 ГК РФ о добросовестном приобретателе не применимы, и ссылка истцов на признание их добросовестными приобретателями не имеет правового значения для разрешения споров, поскольку таможенные органы и органы ГИБ3ДД не оспаривают право собственности истцов на автомобили, не изымают и не истребуют их.

Собственники таких транспортных средств иностранного производства не лишены возможности защищать нарушенное право путём предъявления соответствующих требований в порядке применения гражданско-правовых способов защиты.

В то же время следует иметь в виду, что в случае, если автомобиль прошёл таможенное оформление, владельцу в установленном порядке был выдан ПТС, но впоследствии установлено, что таможенные платежи (пошлина) были уплачены декларантом не в полном размере, то это обстоятельство не является основанием для признания выданного ПТС недействительным, для его аннулирования, а должно являться основанием к довзысканию неуплаченных сумм таможенных пошлин в установленном порядке".

А между тем на рынок уже вышли импортные автомобили марки "Распилыш" - ответ разросшейся в полунищие 90-е народной дальневосточной отрасли, связанной с импортом, продажей и обслуживанием подержанных японских авто. Сначала, в ответ на повышение пошлин в 2002 году, приморцы изобрели своё LEGO, предъявляя на таможне не целый автомобиль, а кузов и двигатель. Порознь. Такой конструктор существенно снижал пошлины. В 2008-м на защиту отечественного автопрома встало новое повышение пошлин уже на кузова, только подхлеснувшее креатив дальневосточных умельцев. Так на свет появились "распилыши". Распиленный ещё в Японии кузов на таможне снова идентифицируется как запчасть, обретая свой прежний облик в гараже российского умельца. Вот только если "конструкторы" были безопасны для владельцев, то в отношении "распилышей" никто гарантий не даст. А это уже не потеря денег, это гораздо серьёзнее. О схемах постановки на учёт таких авто можно прочесть в Интернете, как и объявления людей, оказывающих подобные услуги. "Белыми" эти технологии назвать сложно.

Елена Баева.


Выпуск №:  40-2010 (06.10.2010)

Возврат к списку