Ничего нельзя откладывать на потом
Она сама в тинейджерском возрасте походила на свою приёмную дочь: подбирала на улице бездомных кошек и собак и даже один раз привела бомжа, наивно распахнув глаза в ответ на отцовское возмущение:
- Ну ему же надо где-то помыться!
Настя тоже жалеет всякую бездомную живность, а с незнакомыми людьми - ёжик - ёжиком. Вот и в отношении новой американской мамы девочка тоже поначалу заняла круговую оборону.
- Когда я только приехала с ней знакомиться, - говорит американка, - сижу в кабинете, чувствую, она меня разглядывает в щёлочку в двери. Потом Настя заходит, но глаза не поднимает. Так и просидела всё время, в пол уставившись.
Конечно, признаётся Керри, первые два месяца были особенно тяжёлыми. Настя чуть не с самого рождения и до 5-го класса росла в детском доме, а Керри всё это время - тоже почти 10 лет - искала себе приёмную дочку. Мысль переродилась в намерение, а намерение стало действием после трагического случая: близкая подруга разбилась на машине.
- Тогда я поняла, - делится женщина, - как быстротечна и хрупка наша жизнь и ничего нельзя откладывать на потом.
Почему она стала искать ребёнка именно из России? Здесь, отвечает, причин много. Во-первых, она изучает русский. Серьёзные книги в оригинале читать не может, а вот с детскими сказками справляется вполне успешно. Ещё у неё есть русские друзья. А вообще, уверена американка, всё даётся свыше, судьбой ли, Богом ли, неважно как назвать.
Обратившись в агентство, она стала просматривать фотографии детей от пяти до семи лет и остановила свой выбор на девочке из прокопьевского детского дома. Но когда собралась уже ехать знакомиться, девочку вдруг забрала родная мама. Однако Керри уже успела много прочесть про Кузбасс и про Прокопьевск и решила брать дочку только из нашего города. Выбирала долго. В агентстве даже рассердились:
"Вам никто не нравится. Осталась только одна девочка, но ей 12". Когда Керри увидела фотографию Насти, у неё возникло чувство, что она её давно знает. Не то чтобы девочка была обладательницей хорошенькой мордашки или обаятельной внешности. Нет. Но на удивление знакомая. Родители Керри схватились за голову, когда дочь объявила им о будущей внучке: "Ты с ума сошла, она уже подросток! Намучаешься!". Эту же тему продолжили в детском доме. Ничего не скрывая, рассказали, что у Насти серьёзные проблемы со здоровьем и ей потребуется помощь психолога, а может быть и психиатра. Приемную маму и это не смутило, как и довольно высокая плата американскому агентству за помощь в поиске ребёнка и подготовку необходимых документов (со своей зарплаты педагога она собирала её пять лет). Одним словом, в 2005-м Керри Кетхелл стала наконец-то мамой русской девочки Насти.
Английский язык в школе давался девочке с большим трудом, чуть ли не самая слабая в классе была, а в Америке она за два месяца освоила его так, что могла совершенно свободно общаться и с мамой, и с друзьями по школе. В тот год, когда Керри удочерила Настю Туровинину, в городе произошёл какой-то всплеск усыновлений и удочерений: почти 100 (точнее, 99) детей по Прокопьевску. Из них почти 90 (если точнее, 89) уехали жить за границу. В прошлом году количество усыновлённых в два раза меньше - 46, из них уехали за пределы России 34 маленьких прокопчанина.
Немного освоившись на новом месте, Настя попросила: "Мама, помоги мне найти сестру".
Однажды в пятый детский дом на имя Насти пришло письмо из Кемерова от девочки Ани, в котором та писала, что они сёстры. До трёх лет обе подрастали в доме малютки областного центра, а потом Аню направили в кемеровский детский дом, а Настю - в прокопьевский. В личном деле Насти отметка о том, что у неё есть сестра, отсутствовала, а письмо десятилетняя девочка беспечно потеряла. В Америке стали искать на пару с мамой сайты по усыновлению. И пока агент, взявшийся за розыск Ани, разворачивал свою деятельность, сама Настя прозвонила несколько детских домов, пока в одном ей не ответили:
- Аня Туровинина? Да, есть такая. Но сейчас она вышла погулять. Позвать?
С тех пор сёстры начали перезваниваться. Часто не получалось - дорого, но раз в две недели - обязательно.
И в том, что Аня нашлась на день Благодарения, очень почитаемый в Америке праздник, Керри тоже видит знак судьбы. Как раз накануне она потеряла отца, а нашла Аню. Бог взял, Бог дал...
Недавно сёстры встретились. Керри не против удочерить и Аню, тем более, что по американским законам (в отличие от наших, когда усыновление возможно только по отношению к несовершеннолетнему) возрастом ребёнка приёмный родитель не ограничен. Однако поначалу возникли проблемы с документами. Но Керри уверена, что бюрократические препоны преодолеет и, в конце концов, заберёт с собой и Аню.
- Первое время Настя стеснялась проявлять любовь, ласку, - вспоминает женщина. - Только ночью, когда думала, что я сплю, приходила ко мне, забиралась под одеяло и шептала (тут Керри, цитируя дочь, переходит на русский): "Мамочка, я тебя так люблю".
Елена Баева. Фото Анастасии Улановой.
Выпуск №: 41-2010 (13.10.2010)