Я из «звёздочки»!
На сцене областной филармонии вот-вот должен появиться Губернатор. Педагог начальных классов прокопьевской 35-й школы Лариса Сподарик вместе с другими учителями ожидает начала торжественного приёма. Вдруг сидевший рядом коллега из другого города поинтересовался:
- Вы водителя с собой взяли?
- Причём здесь водитель? - изумилась Лариса Валентиновна.
- Что значит, причём? Вам же машину подарят!
Запланированный шок
О том, что домой вернётся на новенькой серебристой "семёрке", Лариса Валентиновна, действительно, даже не догадывалась. Предполагала, конечно, что в канун Дня учителя ей вручат диплом, возможно, премию, но что- бы ключи от автомобиля!
Однако приятный шок оказался спланированным её же коллегами, которые позаботились о шофёре, пригласив водителя из управления образования.
- И сюрприз удался! - не сдерживает восторга Лариса Сподарик. - Больше всех за меня радовался, наверное, Виктор Андреевич Мелер, ведь именно он работал начальником управления образования, когда я, еще молодым специалистом, только что окончившим училище, пришла устраиваться в школу.
Значит, ей туда дорога!
Да не в какую-нибудь, а именно в 35-ю, туда, где будущий педагог сама выросла и выучилась. Выбор случайным не был: причём ни школы, ни профессии. Хотя неожиданные жизненные повороты случались. Училась Лариса Валентиновна всегда хорошо, поэтому без труда поступила в новокузнецкий СибГИУ на специальность "физика металлов". Но после первого семестра пошла забирать документы. Решила: "Не моё!"
- Тут такое началось, - вспоминает учительница, - приехала мама, пошли беседовать с деканом, оба в унисон убеждали: "Получается же! Учись дальше!" Но я стояла на своём: хочу быть учителем. Декан сдался первым: "Значит, ей туда дорога! Пускай идёт!"
Школа начинается с коридора
Загвоздка была в том, что в середине учебного года документы никуда не принимали. Чтобы не терять времени, а заодно изучить будущее место работы, девушка решила зайти с тыла - вернулась в родную 35-ю лаборантом по физике. Правда, трудиться пришлось недолго. Из декретного отпуска вышла её предшественница, и Лариса осталась не у дел. Уходить из школы не хотелось, а единственной вакансией на тот момент оказалась должность технички.
- За 45 минут я должна была вымыть второй административный этаж и лестницу до первого, - вспоминает женщина. - Справлялась неплохо! Так и дождалась лета.
Тут дочь в очередной раз удивила маму, поступив не в институт, как та ожидала, а в Киселёвское педагогическое училище.
- Как же так? - развела та руками.
Но ответ был простым: не терпится работать.
Я из "звёздочки"
"Я из "звёздочки", - говорили октябрята, которые приходили помогать ветеранам.
- У нас в 35-й, когда я училась, было тимуровское движение, - вспоминает педагог, - носили сумки бабушкам, снег откидывали, полы подметали. Каждый из класса знал, где и в каком доме живут старики, потому что часто навещали их, чтобы помочь или просто поговорить о том о сём. Сейчас нет ни октябрят, ни пионеров, и большинство родителей лелеют своих чад, считая, что рано нагружать их работой. А я уверена: не нужно ждать, пока силы появятся, лучше с раннего детства приучать помогать старшим, почитать их, пока голова еще не забита разными глупостями. Потом всё это входит в привычку. Этому я учу и своих детей, которых у меня пятеро.
Домашняя "звёздочка", а это Ольга, Евгений, Юлия, Дмитрий и Вадим, - хороший пример того, что как ни крути ценности на все времена остаются неизменными: уважать старших, помогать близким в беде, не делать того, за что потом было бы стыдно.
Золотая середина
Лариса Валентиновна свой первый урок запомнила надолго.
- Мне повезло в том смысле, что дали не первый класс, а "золотую середину" - так называют второклассников, которые уже умеют и писать, и читать, одним словом, с ними легче.
Оставшись с классом один на один, молодая учительница испытала настоящее счастье оттого, что ей доверили детей.
Работать было легко еще и потому, что педагоги помнили выпускницу и как могли поддерживали, давали советы. Вот уже 22 года работает Лариса Валентиновна учителем и за это время ни разу не пожалела, что связала свою жизнь со школой. Работает в том же самом кабинете, куда сама пришла когда-то первоклашкой. Правда, получить высшее образование не получилось.
- Родители думали, что, окончив училище и отработав какое-то время в школе, я все-таки поступлю в институт, - говорит Лариса Сподарик. - Я и поступила, только не в педагогический, а "семейный" - вышла замуж и родила детей. Кто-то второго боится рожать, а мы с мужем еще в начале совместной жизни решили: только большая семья может быть дружной.
И дети всегда рядом с мамой. Даже когда Лариса Валентиновна готовилась к конкурсу "Учитель года - 2009", её "звёздочка" была главной опорой.
Анастасия УЛАНОВА. Фото автора.
Выпуск №: 41-2010 (13.10.2010)