Нам обещают доступность и качество
Тема, начатая в прошлом номере в статье "Решит ли новый полис ОМС все проблемы?", получила продолжение. Во-первых, в редакцию поступили комментарии одного из участников рынка страхования: директора ПФ СМО "Сибирь" Ирины Юровой. Во-вторых, Администрация Кемеровской области организовала видеоконференцию на эту тему с участием начальника областного управления по ценным бумагам и страховому рынку Нелли Малютиной и генерального директора СМО "Сибирь" Светланы Бабарыкиной.
Рано говорить о пластиковом полисе ОМС, если не получил бумажного
Директор Прокопьевского филиала СМО "Сибирь" Ирина Юрова считает, что прежде чем начинать разговор о новом полисе, следует получить действующий. Между тем 23 тысячи горожан до сих пор остаются незастрахованными. Что касается проекта нового закона, который должен вступить в силу с 1 января 2011 года, здесь есть как положительные, так и нечётко прописанные моменты. Например, новый закон даёт гражданину право выбора страховой компании и лечебного учреждения, но право выбора лечащего врача идёт по согласованию с врачом. А конкретики - по какой причине доктор имеет право отказать застрахованному в прикреплении - нет. Невнятен и порядок выбора мед-учреждения, особенно для оказания первичной медико-санитарной помощи. Из положительного следует отметить взаимодействие и ответственность медицинских учреждений и страховых медицинских организаций (СМО) в случае оказания некачественной медицинской помощи: предлагается на досудебном этапе возмещать средства застрахованному.
Предусмотрено введение единого пластикового страхового полиса для всех россиян и создание регистра застрахованных по всей РФ. Все изменения статуса будут отмечаться в регистре. Но "старые" полисы будут действовать до 1 января 2014 года.
Поэтому тем, у кого до сих пор нет полиса ОМС, надо его обязательно получить. Тем более, что затраты времени для этого минимальны. С августа 2009 года специалисты СМО "Сибирь" работают по принципу выездных бригад в удалённых посёлках: Красный Углекоп, Северный Маганак и других. А также открыты дополнительные пункты, где можно получить документ.
Очереди можно сократить, нужно этим заниматься
На пресс-конференции больше говорили о дне сегодняшнем, качество и доступность были названы теми критериями медицинских услуг, к которым следует стремиться. Рынок ОМС за полгода подрос на 12%. Добровольное медицинское страхование (ДМС) на этом фоне выглядит значительно скромнее - 3,5%.
ДМС как резерву повышения качества медобслуживания решено уделять больше внимания, активнее пропагандируя этот вид страхования в СМИ. Модели тут могут быть самые разнообразные: от соцпакета работодателя до смешанных схем или индивидуальных платежей самих работников.
Но что может дать полис ДМС, когда не хватает "узких" специалистов, особенно в малых городах? О какой доступности можно говорить, когда такие очереди на приём? В СМО "Сибирь", как заверила гендиректор, об этом знают. Специалисты постоянно мониторят рынок, бывая в лечебных учреждениях, разговаривая с посетителями, работают с обращениями застрахованных. За I полугодие в страховую компанию обратились 52000 человек, что на треть больше, чем в прошлом году. Но только 784 обращения признаны обоснованными, что вполовину меньше прошлогодних цифр. Рост количества жалоб Светлана Бабарыкина объясняет тем, что народ становится грамотнее, и если раньше этот поток "размазывался" между СМО и администрациями: горздравом, руководителями медучреждений, - то теперь пациенты обращаются сразу "куда надо": в отдел по защите прав застрахованных своей страховой компании. Вообще, на обратной стороне полиса (надо только внимательно читать) есть все телефоны, по которым застрахованный гражданин может обращаться как на своей территории, так и находясь в любой точке России, по специальному бесплатному номеру call-центра.
Что же касается доступности, вопросы эти, по мнению Светланы Бабарыкиной, связаны даже не с финансовыми вложениями, а зависят больше от правильной организации работы, уровня владения руководителями поликлиник элементами логистики и управления потоками. То есть ситуацию можно и нужно грамотно разрулить. Взять хотя бы запись на приём к врачу. Вовсе не обязательно с раннего утра приходить к окошечку регистратуры или звонить по постоянно занятому телефону. Современные средства связи - Интернет, терминалы в поликлиниках - уже действуют в областном центре, и люди очень довольны такой организацией.
- Лично я, - поделилась с собравшимися Светлана Васильевна, - посещаю своего лечащего врача по полису ДМС либо в 7.30, либо в 20.00. И ему это выгодно, это его заработок.
Расширение границ рабочего времени, организация специальных автобусов для жителей отдалённой территории, чтобы они могли посетить "узкого" специалиста, разделение потоков ОМС и ДМС (вплоть до создания отдельных регистратур и времени приёма) - все эти методы повышения качества медобслуживания уже практикуются в области. Понятно, что проблема, прежде всего, в нехватке врачебных кадров, но ее за короткое время не решить. Хотя решать, безусловно, надо.
Елена Баева.
Выпуск №: 43-2010 (27.10.2010)