Да воздастся ищущим
Найти подходящее рабочее место сегодня и для здорового - задача непростая, что уж говорить про человека с ограниченными возможностями. Таких в центре занятости на учёте около шестисот, две трети из них имеют третью, "рабочую", группу.
Третья группа и у Владимира, бывшего шахтёра. Мужчина пришёл на специализированную ярмарку вакансий, организованную Администрацией города и центром занятости, в поисках работы, хотя до пенсии ему осталось буквально несколько месяцев.
- Но пенсия небольшая, - рассуждает он, - поэтому на "ночного гендиректора" пошёл бы.
По профессии Владимир - подземный электрослесарь. После автомобильной аварии путь в забой ему заказан. Какое-то время трудился на поверхности, родная шахта им. Ворошилова не бросила на произвол судьбы, но потом обстоятельства сложились так, что пришлось уволиться и оттуда.
- Предлагали электриком в "Снежинку", - продолжает безработный, - да только не с моими ногами скакать по стремянкам. Я бы машинистом насосных установок устроился, но не берут.
Что же до открытия своего дела, которое сейчас активно предлагается безработным, в ответ только машет рукой:
- Я - человек старой формации.
Другому бывшему шахтёру с 17-летним стажем - чуть за сорок. У Игоря, мастера-взрывника в прошлом, уже пять лет вторая группа инвалидности. На бирже около года, за это время более-менее подходящих вакансий нашлось только три. Но становиться начинающим бизнесменом он тоже пока не готов.
Однако есть и положительные примеры, когда человек с ограниченными возможностями, разглядев в себе предпринимательскую жилку, обзаводится собственным делом. Таких в городе уже двенадцать. Торговля, перевозка пассажиров, мини-ферма, парикмахерские услуги, гостиницы - спектр реализуемых идей самый разнообразный.
Работодатели готовы предоставлять места инвалидам, но с оговоркой: те должны быть способны трудиться физически, будь то подсобный рабочий или дворник, сантехник в детсад или санитарка в больнице. Что за трудо-устройство не очень здорового человека получит предприятие? Может, льготы по налогам или другие финансовые послабления? Оказывается, в федеральном масштабе - почти ничего. Только необходимость соблюдать более жёсткие требования КЗоТ в отношении работника-инвалида, у которого и отпуск длиннее, и сокращённая рабочая неделя.
На областном уровне принят закон о квотировании, по которому предприятия численностью более ста человек на три процента рабочих мест принимают работников с группой. Но поскольку ни кнута, ни пряника закон не предусматривает, то его исполнение лежит в плоскости доброй воли руководителя. Правда, есть положительные сдвиги, когда в ход идут финансовые рычаги. Согласно другой программе поддержки инвалидов в этом году, например, в городе созданы четыре рабочих места специально для людей с ограниченными физическими возможностями: санитарки, медсестры и двух швей. Затраты по их созданию городской поликлинике и ателье "Нить Ариадны" по 60 тысяч рублей на каждое возместят областной и федеральный бюджеты.
Елена Баева.
Выпуск №: 49-2010 (08.12.2010)