«Первоапрельский» бизнес
ООО "Сибирский хлеб" появилось на свет 1 апреля. Так уж получилось. Однако "несерьезная" дата рождения не помешала ему стать солидным и узнаваемым прокопьевским брендом.
А могло быть ателье
Марина Богданова в роли бизнес-леди себя даже помыслить не могла. Выйдя замуж за военного, уехала за мужем на Камчатку. Судьба офицерской жены известная: в гарнизоне, как правило, работы для женщин нет, поэтому всю энергию направляла на создание уютного семейного очага и воспитание детей. Их у Богдановых трое, причем одну из дочек счастливый отец увидел, когда малышке уже исполнилось три месяца.
- Ушел в море, оставив меня на седьмом месяце беременности, - улыбается Марина Виловна. - Через полгода вернулся - уже "готовый" ребенок.
Конечно, жизнь была нелегкой, но отлаженной и привычной, пока не грянула перестройка. Семья уволенного в запас офицера оказалась без квартиры. Решено было поехать в Прокопьевск к родителям Марины. С углом проблему временно решили, а вот с деньгами... Хотя Александр Владимирович сразу же устроился на работу, его зарплаты катастрофически не хватало.
- Я люблю рукодельничать, всех знакомых обвязывала, поэтому подумывала о собственном трикотажном ателье, но друзья посоветовали открыть пекарню - хлеб люди будут покупать всегда. Они же помогли с первоначальным капиталом, - вспоминает Марина Виловна.
Тяжелый хлеб
И началась у Богдановых совсем другая жизнь. Полтора года муж и дети видели маму урывками, она порой и ночевала в пекарне, потому что осваивала производство с нуля. Конечно, стряпать она умела и любила, особенно удавались сложные пироги и венские булочки, пробовала и круглый хлеб печь. Но одно дело - хлопотать на кухне для своих домашних, а другое - выпекать хлеб для тысяч прокопчан. Это теперь она может, разломив каравай, по запаху определить его качество, а тогда... Проблемой было все: поиск помещения для пекарни, приобретение оборудования, закупка сырья, сам технологический процесс. Тем более, Марина Виловна сразу выбрала не самый легкий путь, решив выпускать не только простые, пшеничные, хлеба, но и гораздо более сложные в изготовлении ржано-пшеничные: "Бородинский", "Российский". Зато и более полезные для здоровья.
- Труднее всего оказалось найти технолога, - вспоминает. - Раиса Дмитриевна Уткина всю жизнь отработала на хлебокомбинате, опыт богатейший, но в перестройку, как человек уже пенсионного возраста, попала под сокращение. Для нас она была подарком судьбы. До сих пор это близкий человек, крестная мама нашего "Сибирского хлеба".
В пекари принимали учителей, воспитателей, медсестер - словом, тех, кто в 90-е оказался не у дел либо месяцами не видел зарплаты. Новая профессия была тяжелой физически, поэтому выдерживали не все. Зато из тех, кто остался, сформировалось ядро коллектива. Надежный тыл, на который можно положиться. Творческая команда, которая не останавливается на достигнутом. К примеру, запустили в производство новинку. "Атлант" и хлебом-то называть язык не поворачивается, это, скорее, торт - с черносливом, грецким орехом, семечками. Его можно есть просто так. Вкуснотища!
- Хороший хлеб получается только тогда, когда в него душу вкладываешь. Вроде бы всё два человека делают одинаково - и муку кладут, и замешивают. А у одного буханка получается - загляденье: пышная, ароматная, с румяной корочкой, вкусом отличным. А у другого - просто "кирпичик": есть можно, но радости нет.
Нелегкую цену хлебу Марина Виловна знает не понаслышке, потому что цель определила сразу: качество, качество и еще раз качество. Другим путем сердце потребителя не завоюешь. И если "Сибирский хлеб" занял и прочно удерживает свою нишу на рынке хлебобулочных изделий, где сегодня конкуренция весьма высока, выходит, с задачей справились.
Я - мама
Заняться предпринимательством Марину Богданову, как говорится, нужда заставила. А что сегодня значит для нее свое дело?
- Безусловно, оно остается источником средств, - размышляет директор ООО "Сибирский хлеб". - Хотя на пекарне больших денег не заработаешь. Хлеб - товар востребованный, но не суперприбыльный. К тому же мы находимся в зоне риска, к примеру, нынешнее непредсказуемое лето уже сказывается на поставках сырья. Пока держимся за счет дотационной муки, что идет на производство социального хлеба.
Так, может быть, ну его, этот бизнес? Ведь в самом начале нашей беседы Марина Виловна сразу сказала, в чем видит свое жизненное предназначение: "Я - мама!" И мама замечательная, которая вкладывала в детей душу, стремясь дать им как можно больше: водила в художественную и музыкальную школы, на всевозможные кружки и секции. Потому что считает: надо предоставить ребенку возможность выбора. Когда она занялась бизнесом, младший сын был второклассником, старшая дочь училась в шестом. Говорит, дети к вечной маминой занятости в это нелегкое время отнеслись с пониманием, а заложенные с раннего детства любовь и забота позволили им вырасти хорошими людьми, причем с разносторонними профессиональными интересами: дочки трудятся одна стилистом, вторая врачом, сын осваивает экономику управления.
Но как-то незаметно Марина Виловна стала мамой и другого семейства - своего коллектива. Сотрудники ценят в ней отзывчивость, ведь в основном здесь трудятся женщины. И женщины молодые. Любой руководитель знает, что это значит: декрет, больничные... При этом в "Сибирском хлебе" работницам обеспечен полный соцпакет и поддержка, если возникают проблемы:
- Отношусь к девочкам с пониманием, потому что сразу представляю на их месте собственных детей.
Нет, Марина Богданова - не добренькая, она - добрая. Без показухи и шума ООО "Сибирский хлеб" занимается благотворительностью. А еще эту фирму связывает дружба с детской филармонией при ДМШ №10. На праздники для юных музыкантов пекут особые пироги, которые с выдумкой украшают, например, изображением скрипичного ключа.
- И знаете, нашим пирогам дети больше радуются, чем другим сладостям и тортам, которые приелись, наверное.
Но, думаю, причина тут иная: дети знают, что пироги эти сделаны именно для них, и в каждом есть частичка души.
Ирина Смирнова. Фото автора.
Выпуск №: 50-2010 (15.12.2010)