Приходите завтра!
"Великий немой", как поначалу называли кинотеатр, был самым популярным местом у прокопчан. Кинотеатр им. Н. Островского открылся в октябре 1933 года и носил имя первого секретаря крайкома партии Роберта Эйхе. Первые фильмы, которые здесь показывали, были немые. Когда секретарь был репрессирован, кинотеатр переименовали в им. Николая Островского. В 1935 году "великий немой" заговорил. Остановку возле театра в честь такого выдающегося события назвали "Звуковое кино". В 1958 году был установлен стереофонический экран, а в семидесятые - широкоформатный.
Анастасия Уланова
Интересных случаев за время работы в кинотеатре у Марии Ельчиной было много. Как-то зашел мужчина и спросил:
- А какое кино будет?
- "Приходите завтра", - ответила администратор.
Мужчина развернулся, было, к двери.
- Да вы меня не поняли, это кино так называется "Приходите завтра"!
Мария Ивановна, работавшая в пятидесятые годы администратором-массовиком, вспоминала:
- Когда шли по улице, младшая дочь всегда спрашивала: "Мама, почему тебя все узнают?" "В кино ведь все ходят!" - отвечала я.
Первый сеанс - с девяти утра, последний - с десяти вечера, всегда аншлаги. Заполучить долгожданный билетик считалось везением. Балкон был излюбленным местом прокопчан. Там стояли кресла, столик с журналами и газетами.
Работали в две смены и домой уходили около двенадцати ночи. Мария Ивановна дежурила от начала до конца фильма.
- Стадион был рядом, - вспоминала она, - поэтому на последний сеанс часто забредали хоккейные болельщики, чтобы отогреться.
Самая многочисленная армия поклонников киноискусства - дети. Кстати, некоторые проникали в кинозал таинственным способом. Работники кинотеатра только разводили руками.
Однажды показ фильма задержали из-за того, что не могли настроить звук. Оказалось, маленький разведчик залёг прямо под экран, планируя вылезти, как только начнётся фильм, но застрял. Киномеханики вытащили мальчугана, пожурили, но разрешили досмотреть фильм. Случались и другие казусы. Когда в зале гасили свет, Мария Ивановна смотрела, всё ли в порядке. Подняла глаза вверх - и ахнула. На нее в упор смотрели два глаза. Женщина прямиком к киномеханикам:
- У нас ребенок на потолке!
- Какой еще ребенок?
Оказывается, со стороны обувного магазина рос огромный тополь. Ветви его раскинулись так, что одна из них чуть ли не упиралась в окно здания. План был прост. Кто-то один из компании проникал в кинотеатр легально (покупал билет) и открывал окно изнутри. Остальные, как муравьи, карабкались по дереву.
Мария Ивановна вспоминает:
- Директор кинотеатра Алексей Михайлович Кожухов после этого случая говорил: "Мало ли куда такие сорванцы свои головы засунуть могут, пусть лучше без билетов кино смотрят. Не дай Бог, что случится!"
После этого случая прошло несколько лет, когда к Марии Ивановне подошёл незнакомый парень:
- Это же меня вы с потолка доставали, помните? Когда понял, что заметили, от страха язык прикусил. А сегодня пришел специально, чтобы сказать "Спасибо"!
История кинотеатра неотделима от тех, кто там работал.
- "Островский" для меня - родной дом! Не одну ночь приходилось ночевать в кинотеатре, - говорит выдающийся киномеханик Владимир Матвеев. Помнит он и дату, когда впервые перешагнул его порог, - 18 декабря 1954 года. Тогда кинотеатр был уже двухзальный. В большом был экран шириной восемь метров, а в малом - шесть. В каждом - по три киноаппарата, правда, в большом - поновее. Выпускник Загорского кинотехникума с аппаратурой был уже давно на "ты". Да и коллектив был такой дружный, что Володя, который собирался проработать зиму, а потом уехать к себе на родину (в Подмосковье), остался в нашем городе насовсем.
Работать пришлось в паре с Георгием Колесниковым, который не закончил и семи классов, но еще до войны крутил фильмы и в аппаратуре разбирался отлично.
- Рабочий день был ненормированный, но удовольствие от работы получали огромное.
Владимир Сергеевич участвовал и в переоборудовании зала:
- Вызывает как-то меня в Кемерово главный инженер отдела кинофикации области Гарри Шефф и говорит: "Будем открывать у вас широкий экран. Готовьтесь!"
Замена старого экранного полотна на новое, размером от стены до стены - вот что обозначала эта фраза, а еще и то, что всю аппаратуру нужно будет менять и устанавливать стереозвук. Этому в техникуме не обучали, и киномеханику пришлось заканчивать дополнительные курсы в Кемерове. А только потом приступить к работе.
Переоборудованием и монтажом широкого экрана работники занимались по ночам, чтобы не закрывать кинотеатр. Энтузиазм по нынешним временам невероятный. Работали Матвеев, Колесников и специалист из Кемерова, а руководил процессом Шефф.
На одни сутки кинотеатр все-таки пришлось закрыть, чтобы заменить старую раму на специальную металлическую шириной 18 метров 40 сантиметров и закрепить экранное полотно. Это специальный материал с мелкими дырочками, через них проходит звук. Владимир Сергеевич вспоминает:
- Стереофонический звук создавал ощущение сопричастности с происходящим на экране. Даже не представляете, что делалось у касс. Тогда еще и телевизоры-то не у всех были, а тут такое зрелище!
Выпуск №: 7-2011 (16.02.2011)