Однажды в Зеньково
Вот так случайно разговоришься с человеком, а там - кладезь интереснейших фактов и познаний
С этим человеком Дмитрий Степанович Анашкин познакомился в 50-м, когда самому ему было 17 лет и он учился в горном техникуме. Паренёк приехал на Зенковский пруд и прилёг на бережке недалеко от пожилого рыбака. Разговорились, познакомились. Рыбак представился Прокопием Дмитриевичем Мяснянкиным.
- Что читаешь? - спросил ровесник Сталина (так представился рыбак).
- Тёркина, - ответил паренёк.
И зачитал отрывок, а собеседник неожиданно продолжил по памяти. Непростой старичок оказался. И в последующие встречи, а общались они на берегу ещё не раз, Прокопий Мяснянкин много интересного рассказал юноше про то, что сам знал из истории города. Молодая память всё бережно сохранила и теперь, спустя много лет, бывший шахтёр делится своими знаниями. Вот что он пишет.
Дед Мяснянкина, которого тоже звали Прокопий, был первым местным попом. Учился грамоте ещё мальчишкой у монахов Рождественского монастыря. Этот монастырь в 1648 году основали сбежавшие из Кузнецкого острога монахи-раскольники, и располагался он на территории нынешнего стадиона Зенковского парка, а село вокруг монастыря, естественно, получило название Монастырское. Село быстро разрасталось, и молодые семьи стали отселяться, уходить в отход. Так образовались Новорождественка, Спиченково, Маганак (Махан-Ак), Манеиха и Поварниха. Жители этих деревень стали копать "чёрный камень". Технология была такая: сначала делали прокоп, то есть разведочную канаву, находили угольный пласт и копали копи (шурфы с копрами). Мужиков называли прокопы, углекопы. В Поварнихе построили свою деревянную церквушку и освятили её 5 декабря (года Дмитрий Степанович не запомнил), в день великомученика Прокопия. Окружавшие новую церковь деревни слились в село Прокопьевское, давшее позднее название городу.
А на окраине села Монастырского жил кузнец Зиновий по прозвищу Дзень-Зень. Его пятеро сыновей получили фамилию Зеньковы. Когда строили дорогу Тупик - Кузнецк, потомственные кузнецы и молотобойцы ковали костыли и рабочий инструмент. За их ударный труд станция, а потом и село получило название Зеньково. Позднее оно тоже вошло в черту новорожденного города.
Ещё из рассказов поповского внука
30-е годы породили свои аббревиатуры. Например, как мало известную сейчас ЧСИР, то есть член семьи изменника Родины, так и общеупотребительное вор - весьма опасный разбойник.
Деревня Поварниха и Поварнихинская сопка вовсе не от слова "повар": в этом месте речка Аба делает большой поворот.
Раньше река называлась Аба-Киня. Со временем кельтское Киня отпало, а телеутское или хакасское Аба, осталось. Аба переводится не как отец (ата, тятя, атаман), а как дед, глава рода (батюшка, бабай)
Выпуск №: 8-2011 (22.02.2011)