Гибкий профиль
Каждому ученику - по индивидуальному маршруту
Ирина СМИРНОВА
На большом августовском педсовете услышала любопытную информацию: 14-я школа действует как экспериментальная площадка. Конечно, в последние годы все наше российское образование - огромный полигон для испытаний различных педагогических теорий и концепций, далеко не всегда удачных, кстати. А тут эксперимент в отдельно взятой, причем самой обычной, общеобразовательной средней школе!?
Разные классы для Пети и Саши
- Задача современной школы - работать так, чтобы наш выпускник был успешен в жизни, конкурентоспособен на рынке труда, соответствовал темпу времени, - охотно посвящает в суть дела директор школы № 14, Почетный работник общего образования РФ Людмила Кобзева. - Как этого достичь? Через профильное обучение, когда наиболее полно учитываются интересы и способности каждого ученика.
К примеру, уже в средних классах педагоги замечают, что Петя Иванов готов часами решать сложные математические задачки, но мальчика мало интересуют литература и русский язык. А Сашенька Петрова, наоборот, пишет блестящие сочинения, однако совершенно равнодушна к физике и химии. Но учатся-то дети в одном классе у одних и тех же педагогов по одинаковой программе. Как быть? Вариант традиционный: давать Пете и Саше одинаковый объем знаний по всем предметам, при этом ставя по "любимым" предметам заслуженные "пятерки", а по "нелюбимым" - слабые "троечки", чтобы не портить аттестат. Вариант новаторский: организовать классы с углубленным изучением предметов, допустим, физико-математический - для Пети и гуманитарный - для Саши. Там ребята будут изучать и литературу, и математику, но в разных пропорциях: шесть часов математики плюс два часа литературы и наоборот. В выигрыше все. Дети - потому что занимаются тем, что им нравится. Педагоги - потому что гораздо интереснее работать с увлеченными детьми. Родители - потому что загодя могут подыскивать подходящий техникум или вуз для дитяти и не пытаться пристроить обожаемую Сашеньку на физмат лишь по причине наличия там нужных "связей". Общество в целом, наконец, которое получит блестящего инженера Петра и даровитую писательницу Александру вместо двух обладателей ненужных им дипломов, покорно отбывающих трудповинность на неинтересной службе.
Ну и что в этой идее нового, спросит читатель. Сегодня, действительно, профильное обучение - одно из ключевых направлений модернизации системы российского образования. А вот в 1994 году, когда в 14-й школе по инициативе великолепного преподавателя Татьяны Сыркашевой открыли первый в городе класс с углубленным изучением физики, профильного образования еще не было. Через два года к физике добавилась математика. В 99-м появился класс с углубленным изучением биологии, плавно переросший в химико-биологический профиль. Затем настала очередь и Саши - филологический профиль, несколько лет спустя реорганизованный в социально-гуманитарный.
- Муниципальной экспериментальной площадкой мы стали в 2006 году, - продолжает Людмила Анатольевна. - Захотели посмотреть в комплексе, насколько наша школа дает возможность ребенку реализовать себя.
Итоги трехлетней работы порадовали: самый высокий уровень социальной адаптации - у учащихся профильных классов.
Во-первых, ребята учатся вместе с 8 класса, состав педагогов меняется незначительно, а по профпредметам - не меняется совершенно. Во-вторых, сформированы навыки интенсивного и эффективного учебного труда. В-третьих, отмечены отсутствие стрессовых ситуаций участников эксперимента, роста тревожности и снижения самооценки ребят. Поступление в вузы составило от 83% (химико-биологический профиль) до 100% (физико-математический).
Покой нам только снится
В 2009 году школа успешно завершила эксперимент. Ее опыт обобщен и рекомендован к применению в других образовательных учреждениях города. Закончились волнения, сомнения в правильности выбранного пути, по которому теперь можно спокойно идти дальше. Но только не для коллектива, который уже привык работать в другом ритме и почувствовал свои возможности. С сентября прошлого года 14-я начала подготовку к следующему эксперименту. Впрочем, направление не изменилось - "Разработка и реализация муниципальной системы профильного обучения". А вот тема другая - "Реализация профильного обучения как ресурс индивидуализации образования и подготовки к ЕГЭ". За несколько замысловатым названием кроется опять-таки стремление идти в ногу со временем.
- Рамки профиля тоже сужены, - объясняет Людмила Кобзева. - Так, на физико-математическом углубленно изучаются физика, математика, информатика. Выбор же профессий сегодня очень широк. Вот недавно несколько ребят попросили ввести астрономию и черчение, которые нужны им для поступление в вуз. Другим хотелось бы дополнительно к химии позаниматься географией.
Чтобы удовлетворить эти потребности, мы должны разработать индивидуальный маршрут для каждого ученика, проще говоря, создать индивидуальный план обучения ребенка.
Дело сложное, кропотливое. Надо подготовить нормативно-правовую базу, ведь все используемые программы и учебники должны быть утверждены Министерством образования. Позаботиться о кадрах - прежде чем учить детей, нужно научить учителя. Создать соответствующую материально-техническую базу. Нельзя же углубленно учить ребят информатике на паре устаревших компьютеров!
Кстати, в развитие этой базы огромный вклад вносят сами педагоги, активно участвуя в конкурсах различных уровней. Семеро стали победителями федерального конкурса "Лучшие учителя России", трое - в числе "100 лучших учителей Кузбасса", тринадцать отличились в конкурсе "Педагоги Кузбасса - за здоровое поколение". Кроме заслуженной славы эти достижения принесли и деньги. А еще в 2007-м коллектив выиграл грант в миллион рублей, победив во Всероссийском конкурсе школ, внедряющих инновационные образовательные программы. 2010-й принес грант в 2,3 миллиона как вошедшей в десятку лучших школ Кузбасса... Результат? В школе появились комната психологической разгрузки, тренажеры, новые компьютеры, интерактивная доска, мультимедийные проекторы. В ближайших планах - запуск беспроводного Интернета, а с ним и дистанционного обучения. Например, с помощью "Скайпа" преподаватель английского может отрабатывать навыки правильного произношения с заболевшим ребенком. Деньги позволяют повышать квалификацию учителей и отправлять ребят на олимпиады, интеллектуальные игры за пределы области, приглашать педагогов вузов, оплачивать летнюю полевую практику будущих географов и языковую практику филологов. Словом, чем шире, разнообразнее возможности обучения в школе, тем выше качество знаний выпускника. Что, собственно, и является целью работы учителя.
От "Поиска" до "Души"
Чем больше я узнавала про эксперимент, тем назойливее становилось желание задать несколько вопросов. Откуда в обычной школе столько одаренных детей и как поступают с теми, кто не выбрал ни один из профилей? Не получатся ли из супердетей "приставки к компьютеру"? Сохранятся ли мощные традиции спортивно-патриотической работы, которыми многие годы славилась 14-я?
Как любой увлеченный своим делом человек, моя собеседница может бесконечно рассказывать о работе. Но когда я вклинилась с вышеперечисленными вопросами, Людмила Анатольевна не удивилась, ответила четко и по порядку.
Первое. В школе сохраняются три уровня образования: традиционный, углубленный, профильный. Каждый ребенок волен выбирать тот, который ему по душе и по способностям. Никто не "загоняет" школьника в тот или иной профиль и не заставляет готовиться в вуз, если тот мечтает стать автомехаником или слесарем. Наоборот, к их услугам - хорошо оборудованные школьные мастерские, ведь квалифицированные рабочие кадры нужны городу ничуть не меньше дипломированных специалистов. Для профильных классов хватает и своих детей, однако не отказывают способным ребятам и из других микрорайонов.
Второе. Стать "приставкой к компьютеру" выпускникам 14-й не грозит. Реализовать свои творческие способности они могут в научном обществе "Поиск", литературном клубе "Душа", театральной студии, технических кружках.
Спортивные традиции, заложенные первым директором, мастером спорта по тяжелой атлетике Львом Сергеевым, здесь бережно хранят и приумножают, следуя древней мудрости "В здоровом теле - здоровый дух". Три спортивных зала ("Они никогда не пустуют, иной раз приходится чуть ли не в 11 вечера ребят выгонять"), футбольное поле, уголки здоровья. Со второго класса для всех - обязательный третий урок физкультуры. Тесное сотрудничество с клубом "Локомотив", который действует на базе школы. Собственный запас лыж и коньков, чтобы ребятам не приходилось носить дополнительную тяжесть из дома. Секции на любой вкус - от легкой атлетики до самбо и тайского бокса. Хоккейная коробка с освещением и музыкальным сопровождением, где могут кататься все желающие. Как следствие - достижения на соревнованиях различного уровня. 14-я дважды становилась призером спортивного проекта нашей телерадиокомпании "Аква-круто!" (между прочим, призовые деньги тоже пошли на улучшение спортивной базы). Чемпионка России по легкой атлетике Оля Плахина и тайбоксеры - гордость школы, не меньшая, чем Володя Фанасков, получивший 100 баллов на ЕГЭ по физике.
Третье. Патриотизм начинается с любви.
- Я патриотка Прокопьевска, - без всякого пафоса, просто как констатацию факта, отмечает директор. - И до такой степени люблю школу, куда пришла работать через год после ее открытия, что жизни без нее не представляю. Горжусь, что я часть команды единомышленников и соратников. В августе наши учителя давали мастер-классы коллегам со всего Кузбасса. Знаете, какой был отзыв об уроке Татьяны Васильевны (Сыркашевой - И.С.)? "Она пропела физику!". Свою любовь и гордость стараемся передать детям.
Первую в учебном году линейку открываю святыми для любого человека словами: "Отчество. Отчий дом. Мама".
У нас действует программа "Я - патриот!", которая начинается с вестибюля, украшенного символикой родного города, Кузбасса, России.
По моему же мнению, программа стартует гораздо раньше. С дубовой и липовой аллеи, посаженной в первые годы после открытия школы, где приятно пройтись любому жителю. Следят за нею сами ребята. Или с акции по защите территории от нашествия "собачников". Отсутствие в микрорайоне площадки для выгула четвероногих друзей - безусловно проблема, но не повод, чтобы водить их на футбольное поле. В ход пошли все методы убеждения. Были беседы на уроках с детьми и на родительских собраниях со взрослыми. Потом листовки, сделанные ребятами, которые школьники расклеивали на подъездах соседних домов. Создание патрулей, курсировавших вокруг злополучного поля. Наконец, угроза старшеклассников делать фото самых "неподдающихся" и размещать снимки на различных сайтах в виде электронной "Доски позора". Впрочем, до этого дело не дошло. "Собачники" сдались первыми. Учителя, ученики плюс неравнодушные родители вернули стадиону звание "территории здоровья". Скажете, мелочь? Но все большое, значимое, даже великое складывается из мелочей.
Выпуск №: 8-2011 (22.02.2011)