Формула любви маленького доктора с большим сердцем
Ирина СМИРНОВА
Своей былинно-богатырской фамилии Буслаева она совсем не соответствует: хрупкая, но энергичная и жизнерадостная, Нина Карповна в свои почти восемьдесят по лестнице поднимается бегом! А если что-то случится с пациентом, летит по коридору так, что молодежь за нею едва успевает. "Наш маленький доктор" ласково называют ее больные.
В Прокопьевске она оказалась в конце 50-х. Вернувшийся с фронта отец завербовался работать в Кузбассе. Так большая семья, где Нина была старшей из пяти детей, перебралась из Башкирии в наш угольный город.
- Папа устроился на шахту им. Сталина ("Коксовая"), а жилье нам дали на Березовой Роще, - вспоминает Нина Карповна. - Барак был старый, безо всяких удобств, даже без водопровода, но жили весело. В Прокопьевске я закончила десятый класс и отправилась в Омский мединститут.
С выбором профессии Нина не колебалась, хотя медиков в семье не было - "хотелось помогать людям". Поступила сразу же, училась с удовольствием.
- Почему выбрала терапию? Для хирурга ростом не вышла! - улыбается. - Трупов, крови не боялась совершенно, в обморок не падала. Более того, когда старший брат тяжело травмировался в шахте, настояла, чтобы присутствовать на операции.
На особую помощь из дома, где осталось еще четверо детей, рассчитывать не приходилось, поэтому после второго курса подрабатывала медсестрой в детской больнице. Еще студенткой вышла замуж за железнодорожника, с которым по распределению отправилась в Казахстан.
- Устроилась в сельскую больницу на станции Мотаи. Врачей двое - хирург да я. Поэтому, не смотря на специальность терапевта и отсутствие всякого опыта, пришлось быть мастером на все руки, даже гинекологом. Да еще народ чужой, языка не знаем. Отработав год, поехали с мужем в отпуск в Прокопьевск, да так здесь и остались. Словом, сбежали, умотали мы из Мотаи, - каламбурит Нина Карповна.
Молодой специалист быстро нашла работу в травматологической больнице, где вскоре освоила и физиотерапию. А вот супруг профессию сменил на более востребованную, закончив СМИ, устроился в КузНИУИ. И семейство росло, сначала появилась сначала дочка, а потом сын. На работе все ладилось:
- Коллектив у нас был хороший, дружный. Главврач замечательный. Климентий Григорьевич Ниренбург - настоящий интеллигент, очень доброжелательный, внимательный. Но и требовательный. Он нас, врачей, заставлял в шахту спускаться, чтобы знали, в каких условиях горняки работают, и могли оказать им помощь под землей. Когда пришлось уходить из больницы, сначала не отпускал, но после того, как объяснила причину, подписал заявление.
Расстаться с любимым коллективом Буслаеву заставили семейные неприятности. Муж тяжело заболел. Разрываясь между супругом и работой, Нина Карповна меньше внимания уделяла детям. С дочкой проблем не возникало, а вот сын иногда доставлял хлопот. В это время Буслаевы уже жили на Тыргане, где мужу выделили квартиру. В то время дорога с Горы ветров до травмбольницы занимала час, а то и больше. Да столько же приходилось добираться с работы домой.
- Для меня семья всегда была самым важным делом в жизни, - говорит Нина Карповна. - Чтобы больше времени проводить с детьми, пришлось искать работу поближе. А во 2-ю на кирзаводе требовался терапевт. В 80-х это была захудалая больница, поэтому медики отказывались туда идти. Это в последние годы больница преобразилась. Но тогда что же было делать?
В городской больнице №2 Нина Буслаева задержалась на три с лишим десятка лет. В коллектив влилась быстро. Ее любят и пациенты, и коллеги - не только за высокие профессиональные (она врач высшей категории), но и за человеческие качества.
- Нина Карповна оптимист, добрая, отзывчивая, неунывающая, - рассказывает заведующая отделением терапии Ольга Щебенькова. - Мы на нее надеемся. Возраст ей не помеха. На больничный никогда не ходит, даже если заболеет, тут же подлечим, и опять она у нас в строю.
Да, помню, когда три года назад делала материал о том, что в ГБ-2 возродили производственную гимнастику, в первых рядах занимающихся отметила миниатюрного доктора. Женщина на вид лет шестидесяти бодро выполняла упражнения. Я очень удивилась, узнав от главного врача, что спортсменке уже далеко за семьдесят.
- Нина Карповна - наша совесть, - рассказывал тогда главврач Владимир Щебеньков. - Глядя на нее, сотрудникам стыдно отказываться от зарядки, ссылаясь на возраст или болячку.
На вопрос, есть ли у нее хобби, собеседница ответила не сразу. Вроде бы и нет. Но тут в разговор вмешались коллеги, корпевшие в ординаторской над историями болезней.
- Скромничает наша Нина Карповна! Животных она очень любит, дома и кошки, и пекинес очаровательный. А какие цветы на мичуринском!
- Просто я не могу сидеть без дела, - соглашается. - Участок у нас давно. Работа с землей - в отраду, а цветы - для красоты, для души.
В чем секрет неиссякаемой энергии маленького доктора?
- В любви, - отвечает Нина Карповна. - Я довольна жизнью, хотя в ней было и хорошее, и плохое. Люблю работу, пациентов, радуюсь, когда помогаю людям. Думаю, я человек счастливый.
Выпуск №: 9-2011 (02.03.2011)