Как Иваныч за «Правдой» ездил
Ирина Смирнова
- Соберешь, будешь ездить! - новичку показали сиротливо стоявший под забором "Москвич" с неисправным мотором да еще одну старую, но на ходу, машину. Первый экзамен на профпригодность Валерий Скопин выдержал, из двух развалюх собрал одну "дееспособную", и вот уже 40 лет колесит по дорогам Кузбасса, доставляя почту адресатам.
Водитель с наганом
На почтамт Валерий Скопин устроился, вернувшись со службы домой. До армии работал на экспериментальном участке шахты "Коксовая". Там слесарное дело освоил, окончил курсы подземных электрослесарей. К технике у него с детства тяга была. Любимые предметы в школе: математика и физика. Учитель даже советовала поступать в Новосибирскую физматшколу для одаренных детей. "Наука - это не по мне, - отказался паренек, - я лучше руками". Возможно, Валерий Иванович до сих пор трудился бы на экспериментальном участке, да тот закрыли. Тогда и пригодилась полученная перед службой профессия: будущего призывника от военкомата направляли на курсы водителей при ДОСААФ.
- Раньше на почту попасть было - ой-ё-ёй! Пока милиция всю родню не перетрясет, не возьмут. Мы же деньги возили. Ездили без охраны, нам оружие выдавали, наганы. Бог миловал - ни одного нападения ни у меня, ни вообще в Прокопьевске не было, - суеверно плюет через плечо мой собеседник.
Почему выбрал именно почту? Во-первых, армейский друг посоветовал, который там уже работал. Во-вторых, привлекала интеллигентность, если можно так сказать, профессии.
- Когда пришел сюда, 70 руб-лей был оклад всего. Зато всегда чистенько одет, "белый воротничок". Вечером машину осмотришь, к рейсу подготовишь, утром придешь, садишься за руль - и в путь. А на разрезе уедешь на смену, возвращаешься грязный, как черт.
Работу на почте легкой тоже не назовешь. Сам Валерий Иванович не застал те времена, когда газеты и письма по городу развозили на лошадях. Правда, рядом с гаражом еще располагался "конпарк" с огромным сараем для животных, сеновалом, санями и телегами - у рачительного завхоза рука не поднималась избавиться от устаревшего "оборудования". Хотя лошадок уже раздали по деревням, где они исправно продолжали трудиться. Автомобиль привозил почту только в крупные населенные пункты, например, Котино, Терентьевское. Оттуда в свои отделения связи сельские почтальоны добирались в зависимости от времени года на санях или телегах. И экономичнее, и надежнее. В буран или распутицу наши дороги становились непроходимыми даже для военных "УАЗиков". А сивкам-буркам всё нипочем.
Спецрейс за "Правдой"
Расцвет почтового дела пришелся на 80-е годы прошлого века. Люди читали жадно, выписывали массу газет и журналов, писали письма, посылали открытки. Перед праздниками, например, Новым годом, Первомаем, 7 ноября, открыток было столько, что в помощь сотрудницам отдела доставки и отправлений (ОДО) почты приглашали ребят из ближайшей 4-й школы:
- Человек пятнадцать работали на сортировке - все же вручную делалось, тогда еще индексации не было. Специальные лотки были, вот ученики и раскладывали корреспонденцию.
Был еще любопытный случай. Водители на почтамте трудились посменно, по скользящему графику. 1 января для Скопина не был исключением, как-то так получалось, что в этот день он обычно работал. Но однажды руководство решило устроить почтовикам общий выходной.
- Утром 2 января на сортировку приехал грузиться. Боже мой! Все помещение под самый потолок завалено прессой, посылками. Газеты загрузили - моя "дежурка" уже полная. Пришлось под посылки вторую машину вызывать. Больше мы первого числа не отдыхали.
В те годы прокопчане и селяне выписывали кучу газет и журналов. Так, когда поступал свежий номер любимого Скопиным "За рулем", только под него выделяли отдельный фургон. Большинство корреспонденции доставлялось в город поездами. А вот главную партийную газету "Правда" - самолетом.
- Как сейчас помню, к одиннадцати утра посылали спецмашину в аэропорт.
Письма, посылки, которые рассылали прокопчане родным и близким, собирали трижды в день. Первый объезд - в 8.00, второй - в 12.00 и последний - в 16.00. Неудивительно, что при таком напряженном графике машины служили недолго.
- За год на "дежурке" намотал 100 тысяч километров! - рассказывает. - Специально я не считал. А эту цифру запомнил, потому что потребовалось "резину" менять. "Не может быть! У тебя ж машина новая. Всего год на ней работаешь". Подняли документы, проверили путевые листы - действительно, сто тысяч за год. А по нормам покрышки положено через 80 тысяч менять.
В "перестройку" пришлось перестроиться и почте. Теперь в деревни и села везли не столько прессу, сколько продукты.
- Машины стеллажами оборудовали. Хлеб разбирали прямо с колес.
Скорая автопомощь
После серии реформ, когда от почтамта отделились междугородняя телефонная станция, телеграф, радиоузел, автопарк резко сократился. Если в 80-е на линию ежедневно выходили 27 машин, то сегодня их всего 22 да трактор "Беларусь" в придачу. Ремонтом водители тоже в основном занимаются сами. И здесь Скопину нет равных.
- Иваныч у нас, как "скорая помощь", бывает, и ночью приходится вызывать, - говорит механик Сергей Лейсле. - Человек хороший, безотказный. Всегда поможет и советом, и делом.
Надо срочно в Кемерово ехать - зовут Скопина. Почтовый вагон простаивает, что грозит предприятию дополнительными затратами, - посылают за Скопиным... Не надоело?
- Это молодежь может дергаться, а я уже ко всему привык, - отвечает Валерий Иванович. - Принцип тут простой: "Надо - значит надо". А работа мне нравится. Прикипел к ней душой. Все здесь родное. И город как на ладони.
Выпуск №: 26-2011 (29.06.2011)