В общепите легкой работы нет
- Это вам, девчата! Все свое, свеженькое, с дачи. Мы летом в городе редко бываем. Пока муж по делам ездит, поговорим. Спрашивайте!
Одна за всех
Неугомонной, энергичной Надежде Баланюк и сегодня ни за что не дашь ее лет, а в молодости и вовсе огонь-девка была. Как-то пятеро суток дома не показывалась. Мать подхватилась и отправилась искать пропажу на шахту "Центральная", где девушка работала поваром в столовой.
- Я мама Надейки Клошко. Жива ли она?
- Да жива - здорова. Спасибо вам за такую дочку работящую!
В семье сосланных в Сибирь в 41-м из Молдавии к работе относились серьезно. Отец с матерью сами были люди неленивые. Василий трудился на шахте, жена целый день крутилась по хозяйству, воспитывая восьмерых ребятишек. Даже муж порой удивлялся: "Тасика, ты не человек, ты - машина!" И детей тому же учили:
- Смотрите, работайте на совесть. Помните, что мы из репрессированных. Нам любое лыко в строку.
Надежда убегала в свою столовую еще вечером, спала в бухгалтерии на папках с документами, чтобы уже в пять утра встать к плите. Частенько замещала и уборщицу, и посудомойку. Когда оставалась одна за всех, и вовсе домой не приходила. Дело даже не в страхе. Молоденькой поварихе профессия очень нравилась. Хотя в сферу общественного питания попала случайно. Как-то зашла к ним в гости знакомая, которая училась в Ачинском техникуме советской торговли.
- Мама неграмотная была, но, послушав, чему там учат, посоветовала: "Иди, Надейка, в этот техникум. Хоть сытая будешь".
Окончив техникум, девушка вернулась в родной город, устроилась в столовую шахты "Центральная". Через восемь месяцев ее заметили, отправили на совещание в Новокузнецке, где обсуждался вопрос о расформировании мехцеха.
- И тут потянуло меня на трибуну! - улыбается Надежда Васильевна. - Я же повар. Случись что с оборудованием, пока вызовешь мастера из мехцеха, пока он придет, намучаешься. Конечно, удобнее, чтобы при крупных столовых своя служба была.
Однажды забарахлила огневая печь (электрические плиты тогда еще были редкостью). Там, где топка, хоть быка зажаривай. А в установленном подальше огромном котле вода никак не закипает. Готовы второе и компот, а супа нет. Чем людей кормить? От бессилия повариха разрыдалась. Всю в слезах и застал ее мастер:
- Ты чего плачешь?
Услышав объяснение, пообещал прислать специалиста. Но всё это после того, как печь остынет. А людей-то сейчас кормить надо!
Испытатели... термосов
Не прошло и года, как молодому специалисту предложили повышение - должность инженера-технолога в отделе общественного питания ОРСа "Сталинуголь". Но вместо радости Надежда опять ударилась в слезы:
- Нравилось мне работать поваром! И люди хвалили за то, что готовила хорошо. А тут в отделе сидеть.
Но отказываться было не принято. Скрепя сердце, Надежда согласилась. И теперь вспоминает девятнадцать лет в отделе как самые интересные и насыщенные в трудовой биографии. Вместо корпения над бумажками - творческое дело.
- И оборудование поступало новое, и прогрессивные формы обслуживания внедряли, к примеру, поточные линии на крупнейшем предприятии города - заводе "Электромашина", где работали более 7 тысяч человек.
Кстати, именно Надежда Баланюк стала вдохновителем создания сети кафетериев подземного питания на шахтах. Первый не только в городе, но и в Кузбассе открыли на Маганаке.
- Сложно было воплощать идею в жизнь? - спрашиваю.
- Нет, к тому времени все уже понимали, что от "тормозков" страдает здоровье шахтеров. Поэтому поддержали меня на всех уровнях. Посмотреть, что получилось, на шахту приезжал сам министр угольной промышленности. А потом кафетерии стали расти, как грибы, по два - три в год открывались.
Прокопчанам пришлось выступать и в роли ученых-исследователей. Испытывали ... термосы. Изготавливали их из пищевого алюминия, который поступал из самолетостроительной отрасли. Обвешавшись со всех сторон термосами, новаторы спускались под землю в сопровождении инженера по технике безопасности.
- Через каждый час температуру замеряли, причем в разных местах: и там, где непосредственно добыча идет, и возле вентиляции. Надо было выяснить, как долго в термосе пища сохраняется горячей. Через три с половиной часа, когда у шахтеров обед, температура блюд должна была составлять 60 - 65 градусов. Проблему решили, когда стали изготавливать термосы из нержавеющей стали.
А вот со второй - как механизировать мойку термосов - так и не справились, хотя ломали над нею головы не только кузбассовцы, но и специалисты Украины, Грузии. Так по старинке и мыли вручную ёршиком.
- Более качественно работает человек, видит, где крошечка осталась, где пятнышко. Тяжело? Конечно. Но в общественном питании легкой работы не бывает, ни тогда, ни сейчас, - убеждена Надежда Васильевна. - Это же не всем дано вкусно готовить. Можно всё положить, а вкуса большого не будет. А можно и наоборот - из ничего так приготовить, что пальчики оближешь. Никогда не забуду один случай. Поехали мы с моим руководителем Балаковым проверять столовую при кирзаводе на Маганаке. Попробовали котлеты. Мне они так понравились! А начальник вдруг командует: "Надя, открывай топку!" "Зачем, Исаак Тимофеевич?" "Бери шумовку, выбрасывать фарш будем!" "Так вкусно же". Тут и мужчины, пришедшие на обед, зашумели: "Не надо, вкусные котлеты". Но Балаков остался непреклонен: "Ты знаешь, сколько тут хлеба положено?! Выбрасывай!"
Аппетит зависит от настроения
В общепите надо и вкусно приготовить, и горячим подать, и определить, сколько завтра человек придет. Это непросто.
- Кто может заранее знать, с каким настроением человек на обед придет? - делится Надежда Васильевна. - А от настроения аппетит напрямую зависит. Каких только систем не пробовали, в том числе и предварительных заказов, но всё равно точно рассчитать количество едоков невозможно.
Помимо работы в отделе Надежда умудрялась вести бурную общественную деятельность. Восемь лет была неосвобожденным комсомольским вожаком ОРСа. Занималась настольным теннисом, баскетболом, лыжами. В те годы не было большого спроса на книги. Под руководством Баланюк комсомольцы закупали тома в книготорге и распространяли их на предприятиях, несли духовную пищу в массы. Как везде успевала?
- С детства заводная! Везде мне интересно. Спектакль ставят - я обязательно участвовать хочу. Спортивную секцию открыли - я там первая. Даже с хором выступала, хотя слуха не было. На репетиции поставят подальше, я потихоньку пробираюсь вперед и от усердия еще громче пою! - смеется моя собеседница.
А ведь были еще семейные заботы. Замуж, по ее собственным словам, Надежда вышла поздно, в 24 года (смешно сегодня это слышать!). Петр тоже из сосланных, только с Украины. Работал горным мастером на "Прокопьевской" и жил неподалеку. Прошел все ступени служебного роста, от простого работяги до заместителя директора шахты по экономике. Любопытно, кто из них двоих в экипаже, который бороздит бурное житейское море уже 46 лет, капитан?
- У нас паритет. Да когда это хохол женщине уступит! И характеры разные: он степенный, я взрывная. Хотя, может быть, мы потому до сих пор вместе, что друг другу ровня.
Наверное, просто совпадение, но на этом месте в сумке у Надежды Васильевны зазвенел мобильный.
- Петь, я еще занята, минут через десять подъезжай, - ответила мужу "непокорная" супруга и засобиралась:
- Мы теперь с весны до осени на даче. Видно, сказываются крестьянские корни. С удовольствием в земле вожусь. А какие у меня в этом году петуньи!
Ирина Смирнова
До 1979 г. обслуживание продовольственными товарами производили отделы рабочего снабжения (ОРСы) "Кировуголь" (бывший "Сталинуголь") и "Прокопьевскуголь". В их состав входили магазины и все предприятия общественного питания. Город развивался, увеличивалось количество предприятий, ОРСы стали громоздкими и плохо управляемыми, в апреле 79-го было создано объединение общественного питания "Прокопьевскуголь".
Наш город выступал инициатором новых методов обслуживания в системе общественного питания. Так, горняки всех 14 шахт стали получать горячее питание в термосах. Также было организовано горячее питание для строителей непосредственно на стройучастках в вагончиках.
Для быстроты обслуживания первыми внедрили поточные линии самообслуживания на заводах и в школах. На всех производственных предприятиях организовали диетическое питание.
Кулинарный совет из высококвалифицированных поваров и кондитеров разрабатывал меню комплексных обедов, рецепты фирменных блюд и кондитерских изделий. До сих пор пользуются большим спросом у горожан торт "Танита" и котлета по-прокопьевски.
В цехе по переработке овощей и фруктов готовили томатную пасту, варили повидло, консервировали овощи. Был отремонтирован цех безалкогольных напитков, который за год производил 3 млн. литров воды и кваса. Напитки "Буратино", "Лимонад" пользовались огромным успехом у детей и взрослых. В летнее время особо популярным был хлебный квас, который поставляли во все районы города.
В 1992 году объединение общественного питания расформировано. Все столовые предприятий переданы в ведение структурных организаций. Рестораны, кафе, столовые открытого типа получили самостоятельность. Для обслуживания школ и училищ создан комбинат школьного питания, который успешно работает.
Выпуск №: 30-2011 (27.07.2011)