И пациенту удобнее, и доктор спокоен
Дмитрий Луганов"
Парагоспитальная служба как пилотный проект развернута на базе крупнейшей больницы Прокопьевска - первой городской. Мы попросили рассказать о новинке заместителя главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности МУЗ "Горбольница №1" Юлию КОРЧАГИНУ.
- Юлия Сергеевна, насколько я знаю, парагоспитальная помощь создана для того, чтобы заниматься пациентами на стыке "между больницей и поликлиникой". Как это выглядит на деле?
- В апреле 2011 года на базе полностью отремонтированного приемного отделения открыто отделение коррекции неотложных состояний (ОКНС). Смысл его - поставить диагноз, определить объем и дальнейший маршрут лечения пациента. Сюда "скорая" доставляет больных с предварительным диагнозом. Не вызывающие сомнений в диагностическом и лечебном плане пациенты сразу же госпитализируются в профильное отделение больницы: кардиологию, урологию, экстренную хирургию и т.д. Что же касается клинически неясных случаев, доктор начинает подробно разбираться как раз в ОКНС. В распоряжении врача две палаты (мужская и женская) на восемь коек, лабораторная служба, высокотехнологичное оборудование. Это за считанные часы позволяет провести полное обследование. Среднее пребывание пациента в отделении - два дня. Всё зависит от тяжести состояния и объема врачебных манипуляций. Например, гипертонический неосложненный криз не требует госпитализации в стационар, но артериальное давление следует снижать постепенно. В ОКНС такой пациент находится под наблюдением специалистов в течение двух-трех часов. При благоприятном прогнозе и положительной динамике он направляется под наблюдение участкового терапевта в поликлинику по месту жительства.
- По сути дела, ОКНС - своего рода диспетчерская? Но этим занималось приемно-диагностическое отделение, давно существующее на базе санпропускника больницы.
- Новинка - внедрение маршрутизации и обратной связи. Например, в ОКНС пациент прошел необходимое обследование и лечение. Угроза жизни миновала. Диагноз поставлен. Затем доктор решает, куда направить больного для дальнейшего лечения, т.е. определяет его маршрут. Их несколько. Это может быть стационар при стационаре, дневной стационар при стационаре, дневной стационар поликлиники, амбулаторное лечение (в поликлинике по месту жительства), хоспис, стационар на дому.
Мы наладили взаимосвязь со всеми стационарами города. Это позволяет сохранить преемственность в лечении каждого пациента. По выбранному маршруту он направляется не только с окончательным диагнозом, но и с подробными назначениями. После окончания лечения в другом учреждении мы получаем полную информацию о его состоянии и эффекте от проведенного лечения.
- А что такое "патронаж на дому"?
- Парагоспитальная служба подра-зумевает внедрение патронажа, что представляет собой активное посещение пациента на дому лечащим врачом с коррекцией его лечения при необходимости. Этот этап парагоспитальной службы мы осуществляем совместно с амбулаторно-поликлинической сетью.
- Юлия Сергеевна, можно ли уже оценить экономический эффект от внедрения новой службы?
- С начала работы парагоспитальной службы в отделении коррекции неотложных состояний обследовано и пролечено 470 человек. Для статистической и экономической оценки эти пациенты заносятся в базу данных. Об экономическом эффекте говорить пока рано, но, думаю, новая служба себя оправдает, особенно в отношении тех пациентов, экстренная госпитализация которых в стационар не показана, а понаблюдать за их состоянием в течение нескольких часов необходимо. Убедившись, что опасность миновала, врач со спокойной совестью сможет направить человека на дальнейшее лечение в поликлинику по месту жительства. И пациенту удобнее, и доктор спокоен!
Ирина Смирнова
Фото автора
Выпуск №: 31-2011 (03.08.2011)