Знания и здоровье: как найти «золотую середину»?
Сначала безопасность, потом комфорт
- Представители служб, которые занимаются подготовкой и приемкой школ, собираются заранее, еще накануне летних каникул. Мы ставим проблемы, обсуждаем наиболее острые вопросы. И во время этой встречи сразу же договорились: если новые правила вступают в силу с 1 сентября, то требовать будем по старым СанПиНам (санитарные правила и нормативы), потому что школы за столь короткий срок не смогут все сделать в соответствии с новыми нормативами.
В любом случае, когда мы принимаем школы, основное внимание уделяем вопросам жизнеобеспечения: чтобы деткам было сухо, чисто, тепло - т.е. смотрим, в порядке ли системы отопления, водоснабжения, канализация, пищеблок.
Вторым вопросом идут мероприятия по обеспечению комфортности. Возьмем, к примеру, столовую. Сегодня мы требуем, чтобы ребенок мог не просто помыть руки, а обязательно теплой водой, чтобы были бумажные или электрополотенца. Во всех городских школах уже установлены раковины с подводкой горячей и холодной воды. Там, где нет централизованной подачи горячей воды, - водогрейные устройства. Следующий этап - в туалетах между унитазами должны быть не перегородки, а кабинки - тоже для комфортности. Но отсутствие кабинок - не повод, чтобы не принять образовательное учреждение.
Школы потихоньку закупают мебель, один - два комплекта ежегодно. Таких учреждений, которые могли бы себе позволить полностью обновить все столы и стулья, нет - слишком дорого. В этом отношении большое подспорье школам - именные классы. Прокопьевск, пожалуй, - единственный город в Кузбассе, где регулярно открываются именные кабинеты. Благодарные выпускники их полностью ремонтируют и оборудуют. Таких уже 80, а к 1 сентября планируется открыть еще в 6-й,1-й, 62-й, 69-й, 4-й. Чем они интересны? Тем, что в класс приобретается абсолютно новая мебель, доски и другое оборудование. Евроремонт предусматривает замену оконных блоков, что улучшает вентиляцию, систему освещения. Здесь мы советуем устанавливать люминесцентные лампы. Такое освещение, равномерное, не пульсирующее, глазом воспринимается спокойнее.
- Кстати, о здоровье школьников. Насколько я знаю, новые правила четко оговаривают медицинское обеспечение школ.
- Такую работу мы начали еще в прошлом году. По закону вся медицинская деятельность должна быть лицензирована. Лечебные учреждения делают это давно, теперь дошла очередь и до школ. Однако в штатном расписании самих образовательных учреждений ставка медика не предусмотрена. Поэтому поликлиники предоставляют школам своих специалистов. Если школа большая, медработник ходит каждый день, маленькая - через день, по часам. И школа меддеятельность не лицензирует, ее обязанность - оборудовать медпункт. По правилам теперь он должен состоять из двух кабинетов: там, где врач ведет прием, и процедурной. Все общеобразовательные учреждения, независимо от наполняемости, выделили помещения, подвели воду. Во многих уже все оборудовано, в других - еще нет. Задача - завершить эту работу к ноябрю. Дело, как обычно, в деньгах. Надо закупить небольшие холодильники для хранения вакцин, ростомеры, кушетки, весы, даже градусники теперь должны быть электронные. Школе приходится нести большие затраты. Надеемся на помощь родителей.
- Татьяна Владимировна, в продолжение темы - оборудование спортзалов и спортплощадок. Все ли они соответствуют современным нормативам?
- Политика государства - поднять двигательный компонент. Современные дети любят сидеть за компьютером, у телевизора, поэтому с нынешнего года в расписание добавляется еще один час физкультуры, чтобы хотя бы через уроки заставить ребят больше двигаться.
- Но ведь в прокопьевских школах третий урок физкультуры уже внедрен?!
- Да, но раньше это зависело от инициативы школы, а теперь обязательное требование. У нас Глава города сам спортивного стиля, поэтому много внимания уделяет внедрению здорового образа жизни. Преимущество Прокопьевска и в том, что школы не все подряд делают спортзалы абы как: подкрасить, побелить. А в наиболее крупных, востребованных проводится реконструкция. Например, в 35-й зал теперь прекрасный: с душевыми, туалетом, раздевалками, новым оборудованием и спортинвентарем. Город выделил деньги на ремонт спортзала в 25-й школе. Своими силами ведут работы в 31-й: окна закладывают, половую рейку меняют. В ближайших планах - реконструкция в 3-й, где зал в аварийном состоянии. Здесь решено начать учебный год без спортзала. В сентябре уроки физкультуры будут проходить на улице, что допускается правилами. А позже старшеклассники будут заниматься во Дворце спорта "Дельфин", остальные дети - в ближайшей 1-й школе. В остальных школах залы к 1 сентября готовы. Не везде они полностью соответствуют современным требованиям, но обязательно теплые, безопасные, хорошо освещаемые.
На всех плановых проверках с этого года делался особый акцент и на спортплощадки: чем отсыпана, как озеленена, как закреплено игровое оборудование. Здесь во главе угла - безопасность детей.
"Тихий час" под вопросом
- Татьяна Владимировна, актуальный и в то же время спорный момент - новые требования к работе "продлёнки": оборудование спален, где первоклассники будут отдыхать, причем отдельных для мальчиков и девочек, никаких двухъярусных кроватей...
- Наши школы к этому не готовы, кроме 45-й. Там есть возможность выделить отдельные помещения для игровой и спален, есть кровати, бытовая стиральная машина для стирки постельного белья. Не обязательно дети будут делать уроки (в первом классе вообще не должно быть домашних заданий), но они до 18 часов находятся под присмотром педагога. Родителям, конечно, удобно: утром первоклашку привели, вечером после работы забрали.
Тем не менее, совсем от "продлёнки" мы не отказываемся. По правилам, после уроков младшеклассник может находиться в школе еще три часа. При этом предусмотрено двухразовое питание: во время основных занятий и на "продлёнке". До 12 часов - уроки, потом позанимались, поиграли, покушали и в 14.00 - 14.30 без сна пошли домой.
Хочу заметить, возможность организовать длительное пребывание младшеклассников есть еще у нескольких образовательных учреждений, например 31-й на Маганаке, 16-й на Ясной Поляне, пусть не в этом году, а в следующем. Интерес родителей отдать ребенка в такую школу сразу бы возрос.
Понедельник - день тяжелый
- Учебная нагрузка тоже строго регламентируется правилами, и они станут еще жестче. Как найти "золотую середину" между санитарными нормативами и необходимостью дать ученикам хорошие знания?
- И старые СанПиНы требуют, чтобы все методики обучения были согласованы с Рос-потребнадзором. У нас хорошо отлажены связи со школами города и района. Два раза в год они утверждают расписание. Согласование получить сложно, потому что правила строги. Например, распределение учебной нагрузки в течение недели. Доказано, что самая малая работоспособность у детей в понедельник и субботу, среда - разгрузочный день. В эти дни должны стоять уроки с наименьшей умственной нагрузкой. У каждого предмета своя шкала трудности: от 1 балла (пение) до 11 (русский и иностранный языки, математика). Недельная нагрузка, к примеру, должна быть такой: 46 баллов - понедельник, 48 - вторник, 45 - среда, 49, 50 - четверг, пятница, 36 - суббота. Ко всему прочему сложные предметы не должны стоять первым уроком в тот же понедельник. Есть еще немало моментов, связанных с распределением основных занятий и факультативных, спаренными уроками и т.д. А как при этом дать учебную программу? Как быть, если учитель заболел? Тут возникают "ножницы".
- Все расчеты должны делаться с учетом того, что школы будут заниматься в одну смену. А это реально?
- Да, такая тенденция есть. Но пока не запрещена и учеба в две смены. Регламентировано лишь время начала занятий: в первую смену - не ранее 8 часов, во вторую - 14 часов. Если школа работает в две смены, то преимущество у первых, пятых, девятых, одиннадцатых и классов компенсирующего обучения, которые весь учебный год занимаются только в первую смену. Остальные классы должны меняться сменами.
С переходом на "односменку" особенно сложная ситуация в тех учебных заведениях, где дают добротные знания: 57-м лицее, 72-й гимназии, 32-й школе с углубленным изучением предметов. Многие родители именно туда стремятся отдать детей. Но эти школы не безразмерные. Предложение уменьшать набор в начальные классы невыполнимо. Их должно быть не меньше трех, так как с пятого класса идет разделение на обучение по трем профилям.
- Татьяна Владимировна, а как вы можете оценить новые СанПиНы в целом?
- Они более конкретные и подробные. На мой взгляд, по ним работать легче и санитарной службе, и руководителям образовательных учреждений. Плюс в том, что предусмотрено разделение требований для уже действующих школ и новостроек или капитально реконструированных. Допустим, если в старой школе медблок должен состоять из двух кабинетов для врача и процедурного, то в новой - дополнительно комнаты для хранения уборочного инвентаря и туалета. При спортзалах - плюс ко всему, о чем мы говорили выше, помещение для хранения снарядов и санитарные комнаты. Строящиеся школы рассчитаны на работу только в одну смену. Библиотеки там - не тесная комната для хранения учебников, а просторный справочно-информационный центр, оборудованный компьютерной техникой и т.д. Словом, эти нормативы рассчитаны на то, чтобы новостройки были максимально комфортными для школьников и педагогов - в соответствии с реформой российского образования.
Беседовала
Ирина СМИРНОВА
Выпуск №: 33-2011 (17.08.2011)