Рейтинг@Mail.ru
У школьного порога

У школьного порога

Альбина АНТОНЕНКО

Сын в этом году идет в первый класс. Мы волнуемся, справится ли он со школьной программой и как ему помочь освоиться.

Об особенностях адаптации детей к школе мы попросили рассказать психолога МУ "Центр психолого-педагогической помощи" Наталью ХМЕЛЕВУ.

Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка. Каждый год первого сентября тысячи первоклассников усаживаются за парты. Можно понять те чувства, которые испытывают родители, если ребенок не справляется с новыми требованиями, отстает в учебе, теряет интерес к школе.

Почему это происходит?

Чаще всего из-за того, что и воспитатели, и родители недостаточно подготовили ребенка к школьной жизни. Очень важно найти для малыша именно ту школу, которая ему подходит* ту программу, которая не только разовьет его новые таланты, но и не заглушит его природные способности. Умение ребенка читать и писать не гарантирует успешного обучения в школе. Гораздо важнее сформировать у него еще до школы те качества, которые дадут возможность для развития познавательной активности, самостоятельности и сотрудничества. В противном случае первоклассник не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не включается в общий ритм работы, мало инициативен, нет интереса к познанию. Такие дети испытывают чувство растерянности и неудовлетворенности, поведение отличается нервозностью.

Из чего же складывается готовность к школе?

Во-первых, ребенок должен достичь определенного умственного развития, чтобы справляться с новыми задачами. Не стоит отдавать малыша в школу, пока ему не исполнится 7 лет. Опыт показывает, что у большинства таких детей не совсем сформировано наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, они не всегда могут упорядоченно наблюдать, сравнивать предметы, выделять главное и второстепенное. Им сложно следить за ходом рассуждения учителя, и это ведет к дезадаптации ребенка. Довольно часто дети, попав в новую среду, чувствуют себя одинокими, особенно если не могут сразу найти общий язык с новыми людьми. Эта неуверенность может превратить ребенка, как в "мышку-тихоню", так и в агрессивного драчуна-забияку. Именно поэтому необходимо учить ребенка правильно и гибко общаться. Проблема нежелания идти в школу из-за страха или обиды у них гораздо сложнее, чем та же проблема, возникшая из-за неуспеваемости.

Наиболее уязвимыми в период адаптации к школе являются дети, не посещавшие детские дошкольные учреждения. Для них психологи Центра подготовили специальные программы, помогающие развитию навыков уверенного поведения, пониманию своих возможностей, адаптации к школьному обучению и гармонизации личности.

Период адаптации обычно длится от одного до трех месяцев, но бывает, затягивается на более долгий срок. В это время у ребенка могут наблюдаться различные психологические нарушения сна, аппетита. Одни становятся слишком шумны, крикливы, развязны, капризны. Другие, напротив, скованы, зажаты, робки. Можно предположить, что все эти отклонения связаны с огромной нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, ведь требования к нему резко увеличиваются. Если вы почувствовали, что с вашим малышом происходит что-то неладное, для начала прислушайтесь к некоторым рекомендациям психолога:

? будьте особенно внимательны к ребенку*

? не перегружайте вне-школьными занятиями (кружки, секции)*

? настройте ребенка, что он уже взрослый и в школе с ним будут общаться не так, как он привык*

? утром в школу будите спокойно, с улыбкой, не дергайте по пустякам*

? после школы не засыпайте вопросами, дайте расслабиться, затем выслушайте*

? постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, которые будут принадлежать только вам и ребенку.


Выпуск №:  35-2011 (31.08.2011)

Возврат к списку