Рейтинг@Mail.ru
Большие права маленьких граждан

Большие права маленьких граждан

Елена Баева

Необходимо подбирать семью для ребёнка, а не ребёнка для семьи

О поездке делегации кузбасской "социалки" в Германию в апреле этого года "Диалог" уже рассказывал (№21 от 25 мая). Напомним, что после посещения Кузбасса в конце 2010-го Павлом Астаховым, уполномоченным по правам ребёнка, по инициативе Губернатора Амана Тулеева 15 руководителей учреждений социальной сферы области отправились в Германию, чтобы изучить зарубежный опыт работы.

С началом учебного года пришло время поделиться увиденным с коллегами. А поскольку трое из кузбасской делегации были из Прокопьевска, это предопределило место семинара. 25 территорий прислали своих представителей, более 80 человек вместил актовый зал санаторной школы-интерната №64.

В поездке по Германии нашу делегацию сопровождала съёмочная группа, так что собравшиеся смогли не только послушать рассказ о работе "социалки с немецким акцентом", но и увидеть кое-что своими глазами. У немцев весьма свободный взгляд на воспитание детей. При стратегических табу, обозначенных человечеством в десяти заповедях: не укради, не убий и т.д., в остальном - никакой навязчивости и диктата. Эта деликатность взрослых - даже в мелочах. Например, в школах вместо категоричного: "Не шуметь!", на видных местах тактичное напоминание: "Каждый имеет право на тишину". Два этих коротеньких объявления - средоточие ментальных различий наших стран, объясняющее, почему невозможно просто взять и перенести зарубежный опыт на российскую землю.

Свободу любить учат уже в детском садике. Нет спален, столовой, режима дня и методических занятий. Дети приходят сюда на полдня или полный день, в зависимости от занятости родителей. Каждый несёт с собой "тормозок" из дома и съедает его, когда проголодается. Есть мягкий уголок, устал - прилёг, по желанию. Быть может оттого, что немецкие ребятишки растут без постоянного рефрена: "Сиди смирно! Не крутись!", из них и вырастают потом активные члены общества. Кстати, множество социальных учреждений создают в Германии общественные организации. В частности, центр реабилитации инвалидов в городе Целле, куда возили нашу делегацию, построила именно такая общественная организация - католический союз.

Центр - это сразу сад и школа, общежитие и производство. Попавшие сюда с трёхлетнего возраста дети, взрослея, имеют возможность заработать и на достойную жизнь, и даже на путешествия по миру.

С одной стороны, немецкая "социалка" ни в коем случае не подменяет родителей: даже лишённые прав папы или мамы общаются со своим чадом, будь на то желание ребёнка. С другой, государство - это не дойная корова, к которой можно припасть на веки вечные. Оно помогает не иждивенцам, а тем, кто сам готов что-то делать, но по разным причинам, пока не получается.

Конечно, Германия - другая страна, со своим законодательством, но проблемы у нас во многом схожие. Во-первых, послевоенная разруха обернулась небывалым ростом сиротства, и решать эту проблему пришлось тогда обеим странам. В России без семьи осталось 680 тысяч детей. Спустя 60 лет их 700 тысяч. Но если после войны сиротами становились по понятным причинам, то в наши дни появилась приставка "социальные", то есть при живых родителях. Во-вторых, Германия, как и Россия, - государство с социально - ориентированной экономикой. В-третьих, и мы, и они в последнее время приходим к выводу, что место ребёнка - в семье, и самый лучший детдом её не заменит, а значит надо, по возможности, развивать самые различные институты семейного устройства. В-четвёртых, и это самое важное, следует подбирать не ребёнка для семьи, а семью для ребёнка. То есть интересы маленького гражданина - на первом месте.


Выпуск №:  38-2011 (21.09.2011)

Возврат к списку