Рейтинг@Mail.ru
От чего зависит погода в доме?

От чего зависит погода в доме?

Работать в терком Галина Ярчук пришла 40 лет назад, в 1971-м, когда горком профсоюза рабочих угольной промышленности получил статус территориального комитета профсоюза угольщиков. Связано это было с созданием комбината "Прокопьевскуголь" на базе шахт двух городов: Прокопьевска и Киселевска. Терком объединил 121 "первичку" предприятий и учреждений, подчиненных комбинату.

Нового сотрудника отдела культуры и спорта приняли доброжелательно. Почему культуры и спорта? Потому что в 70-е в ведении профсоюзов был весь соцкультбыт, а это ни мало ни много более трех десятков дворцов культуры и клубов, загородные пионерские лагеря, библиотеки, профилактории и оба крупнейших спортивных сооружения города - Дворцы спорта с бассейном и "Снежинка".

- Совет Министров РСФСР в 1958 году расширил права профсоюзов настолько, что они касались практически всех сфер жизни трудящихся, - рассказывает Галина Ивановна. - Человек устраивается на работу - заявление подписывает профком. Не говоря уже о том, что уволить работника без согласия профсоюза было невозможно. Захотел в отпуск - идет в профсоюз за путевкой. На каждом президиуме рассматривали вопросы охраны труда, быта. Проводились конкурсы на лучшее рабочее место. Занимались горячим подземным питанием. Чуть ли не каждый день ездили проверять качество блюд и то, как моют термосы.

Март начинается, поехали по пионерским лагерям - проверять, сбросили ли снег с крыш корпусов. За лето в загородных и пришкольных центрах отдыхали 18 тысяч ребятишек. Бывало, как уеду на Ясную Поляну, так дня не хватало, чтобы проверить, довольны ли ребята едой, как налажена культурно-развлекательная, спортивная работа.

Профсоюзы занимались оздоровлением шахтеров, спортивной и культурной жизнью, состоянием рабочих общежитий, которые в те времена были практически у каждого предприятия. Ну, и само собой, вопросами повышения заработной платы, контроля за соблюдением трудового законодательства, выполнения коллективных договоров.

- Трудовое законодательство мы знали, как "Отче наш". И регулярно проводили учебу профактива. Приглашали специалистов из Кемерова, юристов, экономистов. Старались проводить выездные семинары, учили наглядно, доступно, на лучших примерах. Так, на шахте "Ноградская", где тогда А.А. Базаркин был председателем, неплохо была поставлена финансовая работа. Туда ездили за опытом бухгалтера - все бумаги перед ними раскладывали.

Членами профсоюза были практически все сотрудники предприятий, поэтому профсоюзные активисты жили жизнью не своей "первички", а своего коллектива.

- Не только производственники, но и заведующая библиотекой знала, как работает шахта, каков план, какие бригады лидируют, а какие отстают, - продолжает моя собеседница. - У нас в теркоме тоже не было четкого разграничения. Каждый день перед работой мы проводили своеобразные мини-летучки, делились планами, что намечено сделать сегодня. Не начальство нас собирало, мы сами! Если один из отделов готовил крупное мероприятие, остальные тут же спрашивали, чем помочь. Коллектив был очень дружный.

"Рельсовую войну" Галина Ярчук помнит хорошо. Жаркое лето 89-го, действительно, стало предтечей экономических реформ и временем крутых перемен в работе профсоюзов.

- Забастовка - это страшно. Выходишь на площадь, там сидят грязные, озлобленные люди. Разговоры о том, что пошли к такому-то, проверили холодильник, а там колбаса! Хотя это и осуждалось начальством, председатели шахткомов привозили пирожки, чай, сигареты. Ведь горняки не уходили домой сутками, - вспоминает Галина Ивановна. - С другой стороны, когда перекрыли рельсы, и мы дежурили ночами. Видела: человек кричит, что дома голодные дети, а получив банку сгущенки, тут же открывает её и съедает молоко. А почему не несет домой ребенку?

Шахтерская забастовка многое изменила в деятельности профсоюзов. Встал вопрос о несвойственных им функциях. - Из коллективных договоров целыми страницами пункты, касающиеся соцкультбыта, вычеркивали.

Угольщики охотно избавлялись от неосновных фондов: клубов и ДК, спортсооружений, детских садов. Со зданиями уходили и славные традиции. Так, закрыли клуб шахты им. Калинина, а вместе с ним исчез замечательный детский коллектив "Школьные годы". Лишь спустя годы собственники спохватились, что вместе с грязной водой выплеснули и ребенка. Сегодня горняки вновь соревнуются за звание лучшего по профессии, ведь значение таких конкурсов - не только в материальном поощрении. Они работают на престиж шахтерского труда. Забота о нормальных бытовых условиях, здоровье горняков, отдыхе их детей, о ветеранах - теперь это называют человеческим фактором. Он, фактор этот, из абстрактного понятия превратился в экономическую категорию, когда каждый вложенный в социальную политику рубль влияет на безопасность и производительность труда. Многие социальные льготы и гарантии опять внесены в коллективные договоры. За их соблюдением следит профсоюз. Потому что в такой опасной работе, как шахтерская, мелочей не бывает. Здесь все играет роль: и самочувствие горняка, и настроение, и погода в доме.

Ирина Смирнова Фото из архива теркома профсоюза угольщиков


Выпуск №:  42-2011 (19.10.2011)

Возврат к списку