Юность, озвученная паровозным гудком
Теперь пятачок фонтана на привокзальной площади у Валерия Авдеева - одно из любимых мест в городе. Посидеть подумать, вспомнить.
- Через день здесь бываю, - говорит ветеран.
Тем более, что 40 лет каждый будний день ходил по этой площади на работу и возвращался обратно домой.
- Скажите, Валерий Иванович, - спрашиваю я бывшего машиниста, - когда вы впервые приехали на станцию Усяты по распределению, какой здесь вокзал был?
- А вот такой и был, - кивает он в сторону обновлённого здания. - Это его обшили, отремонтировали, а здание с тех времён ещё стоит.
Кем быть, у него сомнений не было никогда: конечно же, как отец, железнодорожником. Да и учиться в Беловском училище по тем голодным сороковым было практично: одевали, кормили, стипендию платили. И по уровню заработной платы железнодорожники вполне могли поспорить с угольщиками.
- Здесь два пруда были большие неподалёку и река Аба, чистая такая текла, - вспоминает он былые дни. - Рыба водилась.
Грузооборот на станции Усяты был приличный. А как с вагонами дела обстояли? Сейчас вот целая проблема с ними.
- А вы обратите внимание, каждый вагон сейчас подписан: кто владелец. А раньше один был хозяин: министерство путей сообщения, - поясняет ветеран своё видение проблемы. - Сейчас стоит вагон порожний на путях, а где его ещё владельцу хранить? Гоняют его туда-сюда, только мешается. А попробуй договориться с владельцем! У того свои виды. Вот и получается: вагоны есть, но стоят без дела, а на дороге - где пусто, где густо.
В архиве Валерия Ивановича хранится фотография с трогательной надписью: "Моему внуку. Надеюсь, ты пойдёшь по моему пути". Сын династию не продолжил, хотя не хуже отца по тональности паровозного гудка ориентировался: пора тормозок нести.
- Эти гудки мы сами настраивали, - улыбается машинист и поясняет, как именно устроено паровозное "горло". - Я на своём сделал не слишком басистый, но звонкий.
Из сорока лет трудового стажа четверть века проработал на паровозе. Машинисты каждой модификации паровой машины давали ласковое имя. Тот, например, который теперь на привокзальной площади встал на вечный прикол, с литерой "Л" на чёрном боку, звался Лебедянкой.
- Он и похож на лебедя изяществом, - любуясь машиной, рассуждает ветеран.
А официальное "Феликс Дзержинский" машинисты заменили на свойское "Федя". С литерой ОВ, конечно же, "овечки". Несмотря на то, что главное в локомотиве - мощность, и современные электровозы по этому показателю многократно превосходят своих предшественников на паровой тяге, к ним, сильным и стремительным, нет той щемящей нежности, с которой говорят ветераны о паровозах. Потому что молодость их прогудела под стук паровозных колёс. Кстати, эту "Лебедянку" устанавливали под чутким руководством нашего героя: он консультировал молодых коллег, как правильно разобрать "старичка" на составляющие, чтобы потом с помощью крана навсегда определить на памятные рельсы.
Когда Валерия Ивановича призвали в армию, хотел было вернуться на родину, в Новосибирскую область, но тамошнее депо показалось таким большим и неуютным, что вернулся он в родную станцию и больше, как сам выражается, прыжков в сторону не совершал.
В это время по путям как раз спешит новенький электровоз последней модификации, способный вести 6 - 6,5 тысячи тонн или 70 гружёных вагонов, а порожняка так и все сто.
- В Усятах всегда был современный локомотивный парк, - комментирует железнодорожник. - В 1936-м по ветке Новокузнецк - Белово уже ходил электровоз.
А всё потому, что вплоть до Красного Камня затяжной подъём, так называемый восьмитысячный, когда на каждый километр плюс 8 метров высоты.
- Иногда один локомотив спереди, а другой заходит в хвост и толкает сзади, - поясняет он сложность участка. - Мощность требуется солидная.
Сейчас, конечно, техника далеко шагнула вперёд, современные локомотивы нашпигованы электроникой, но сама технология в основе своей всё та же, что и столетия назад. Так что коллегам разных поколений всегда есть что обсудить.
Елена Баева Фото автора
Выпуск №: 43-2011 (26.10.2011)