Рейтинг@Mail.ru
Средство Макропулоса

Средство Макропулоса

Елена Баева

- Вообще-то посторонним туда нельзя, - для порядка предупреждает меня заведующая отделом краеведческого музея Елена Тихонова и ведёт в запасники.

Честно говоря, действительно никогда раньше не была в музейных закромах. За дверью - стеллажи, на них - пластмассовые короба с инвентарными номерами. Багаж за полвека накоплен внушительный.

По словам директора музея Галины Банкевич, 18 тысяч единиц хранения выставлено в его залах или ждёт своей очереди в запасниках. Афиша об открытии самого музея полувековой давности теперь тоже экспонат. А поддерживают в порядке весь этот фонд, изучают его, собирают вокруг себя интересующихся историей горожан двадцать работников "исторического фронта".

Что отличает музейного работника? Наверное, прежде всего, любопытство. Если черепок в твоих руках всего лишь экспонат с инвентарным номером, то можно просто помереть со скуки. Совсем другое дело, когда артефакт заставляет думать, искать и даже слагать стихи. Да-да. На мой вопрос о любимом экспонате музейщики единодушны: это бляшки в виде оленя. Звериный стиль был отличительной чертой скифского искусства, а олень занимал особое место, олицетворяя солнце, источник света и жизни на земле.

- Олешек символизирует побег от смерти, - говорит главный хранитель Нина Рыбакова. - Как и память человеческая. Ведь пока о событии или человеке помнят, они живы. А музеи для того и создаются, чтобы память хранить.

Такое вот своеобразное средство Макропулоса. Так поэтично, не как к ремеслу, а как к миссии, относятся музейщики к своей профессии. По словам Нины Ефимовны, у неё, как у смотрителя, все экспонаты любимые. А вот Елена Тихонова выделяет керамику периода андроновской культуры. Без гончарного круга вылепленные горшки вроде незатейливо, но с большим вкусом украшены ёлочками, пирамидками, треугольниками и фестонами. Конечно же, в первую очередь вся утварь была предельно функциональной, но вот о красоте, поди ж ты, не забывали. А кто забывал, как, к примеру, спартанцы, делая упор на физическое развитие и стойкость духа, не дали миру ни одного поэта, скульптора или философа.

Самые древние по возрасту экспонаты - это окаменелости, которым около 400 млн. лет. Их во главе с создателем музея Михаилом Елькиным среди многих других нашли юные историки. Самая первая музейная экспозиция основана на их же находках: комплекс Томского железоделательного завода.

Директор музея Галина Банкевич от дочери Петра Волынского, Надежды Синицыной, из Кемерова привезла свой любимый экспонат: архиерейскую грамоту её отца. Настоятель церкви Ильи Пророка на Красной Горке был репрессирован и расстрелян в 37-м, церковь разрушена, а память жива.

Другое хранилище прячет от посторонних глаз более хрупкие, чем камни и кости, реликвии из ткани и бумаги. Фотокопию первого выпуска газеты "Забой" аж в Москве заказывали: нигде больше он не сохранился. Датирован 1930 годом. Здесь же негативы фотографий, архивы известных горожан, парадные кители угольщиков и экспонаты недавней выставки, былая слава советского Прокопьевска, к примеру, линейка детской одежды производства "Горнячки" и пальто её же мастериц, сервизы Прокопьевского фарфорового завода. Казалось бы, совсем недавно каждый из нас покупал всё это в магазинах, а вот тебе, пожалуйста, ещё не музейный экспонат, но уже в запаснике. Недаром практичные британцы изобрели такое понятие, как "антикварная пенсия": люди покупают в магазине самые обычные вещи и складывают их на чердаке, а выйдя на пенсию, несут весь этот "хлам" на аукцион и получают за него приличные деньги.

В 2007 году Прокопьевский городской краеведческий музей стал лауреатом конкурса "Музей года", в 2008-м - удостоен диплома "Лучшее музейное учреждение" в номинации "Проект года", в прошлом году стал победителем конкурса "Воины-шахтеры и угледобытчики в Великой Победе". Каждый год хранилище памяти посещают более сорока тысяч человек.

Есть три вида времени: настоящее, прошедшее и будущее. Психологи советуют жить здесь и сейчас, политики привычно обещают светлое будущее, а музейщики погружены в прошлое. Что, по мнению первых, добавляет им устойчивости в этом непростом мире, потому что воспитывает философское отношение к жизни. Ведь, как писал Харуки Мураками, "все-таки Время, куда ни глянь, сплетает все вещи и события в одно непрерывное полотно. Мы привыкли кромсать эту ткань, подгоняя отдельные куски под свои персональные размеры - и потому часто видим Время лишь как разрозненные лоскутки своих же иллюзий* на самом же деле связь вещей в ткани Времени действительно непрерывно".

Самая богатая из древних культур, тагарская, была распространена в Южной Сибири в VII-III вв. до н.э. Сибирские современники скифов Причерноморья и саков Средней Азии и Казахстана ещё в 80-х годах XIX в. заинтересовали исследователей, обнаруживших в тагарских курганах черепа европеоидного типа.

В середине 2-го тысячелетия до н. э. на территории Южной Сибири появляется андроновская культура.

Самыми частыми находками археологов являются глиняные сосуды той эпохи с разнообразными орнаментами. В этом андроновцы были очень изобретательны.


Выпуск №:  46-2011 (16.11.2011)

Возврат к списку