Всегда на связи
Представьте, что в дежурной части полиции сломался телефон, а экипаж, выехавший на ночное дежурство, остался без связи. Раскрытие преступления может попросту зайти в тупик. Чтобы сотрудники отдела внутренних дел всегда были на связи и могли быстро реагировать на вызовы горожан, попавших в беду, день и ночь начеку работники отдела информационных технологий, связи и защиты информации.
Город на ладони
Без оперативного поиска информации работа сотрудников полиции вряд ли будет продуктивной. Модернизировать и оптимизировать деятельность связистов, а также работников всех подразделений полиции помогает федеральная программа "Единая информационная телекоммуникационная система", которая действует с 2006 года.
- Все подразделения "завязаны" в единый информационный центр, - объясняет начальник отдела подполковник внутренней службы Игорь Нечаев. - Наши сотрудники имеют доступ к общей базе данных.
Такой центр позволяет быстро реагировать на происшествия и преступления, оперативно управлять подразделениями и сокращать время обработки сообщений и сигналов.
Благодаря этой программе удалось обеспечить отделения мощными серверами, автоматизировать рабочие места. В планах - управлять нарядами с помощью системы навигации "ГЛОНАСС".
Сегодня дежурная часть полиции - компьютеризированный телефонизированный информационный центр. На мониторах, работающих в системе онлайн, - наиболее оживлённые и многолюдные участки города видны как на ладони.
- А начиналось всё с одного телефона и радиостанции весом шесть килограммов, кстати, нерабочей, - вспоминает подполковник в отставке Виталий Гусев.
Почти сорок лет мужчина возглавлял отдел связи управления внутренних дел. Нет техники, с "начинкой" которой он бы не был знаком лично. Вся аппаратура прошла через его руки.
Телетайп отдыхает
Про коммутаторы, лампочки и штекеры, которые приходилось переключать вручную, чтобы соединиться с нужным подразделением, теперь уже никто и не вспоминает.
- Когда нам установили автоматическую телефонную станцию, рады были безумно, - рассказывает Виталий Александрович. - По теперешним меркам, конечно, такую технику только в металлолом сдать.
Но в те времена автоматической телефонной станции на 50 номеров, "завязанных" с городом, было достаточно для работы правоохранительных органов. Станция, которую обслуживал один человек, напоминала по размеру шифоньер.
От "станции-шкафа" отказались только в 1974 году, когда связь постепенно начала развиваться. Появилось новое оборудование.
- Монтировали и внедряли новую технику, не считаясь со временем, - вспоминают связисты. - Все люди увлечённые, вот и пропадали на работе, пытаясь разобраться в кнопках и проводах.
На пульте дежурного выведены все службы, одним движением он соединял все подразделения. В 1989-м городские власти совместно с объединением "Прокопьевскуголь" приобрели для горотдела новые радиостанции. Это время, когда начались подвижки в связи. Транзисторные и релейные станции сменили электронные, которые отличались высокой надёжностью. Работники отдела, освоив аппаратуру, проводили технический ликбез среди сотрудников. Кстати, процесс не для всех проходил гладко.
Вот одна из историй.
- Нажмите кнопку - и пять секунд помолчите, пока радиостанция настроит все параметры, - объясняли коллегам. Однако в спешке, забыв про инструктаж, милиционер за те пять секунд успевал сказать всё, что хотел. Напарник был в недоумении.
К счастью, этот "глухой телефон" продолжался недолго.
Девяностые годы называют прорывом в развитии связи. Виталий Гусев ездил тогда в Москву заключать договор с американцами на поставку нового оборудования.
- Ей до сих пор сносу нет, - нахваливает связист аппаратуру.
С появлением компьютеров начальнику отдела пришлось осваивать еще и английский язык.
- Часами просиживал за словарями, чтобы разобраться в инструкции и программах, где ни одного русского слова - вспоминает он.
Экипажи оснащали автомобильными радиостанциями, на Тыргане установили ретрансляторы.
О том, как всё начиналось, напоминает сохранившийся в здании УВД телетайп. Долгое время ему не было равных по популярности. По словам старожилов отдела, за сутки от громыхания буквопечатающего аппарата закладывало уши. Не выдержав конкуренции с современными средствами связи, телетайп "отправился" на заслуженный отдых. Но несмотря на солидный возраст, находится в отличном техническом состоянии.
Так уж заведено в отделе - всю аппаратуру содержать в чистоте, порядке и боевой готовности.
Обходимся без отвёртки
На вопрос, почему сотовая связь не вытеснила радиосвязь, специалист объяснил:
- Для нас главное условие - оперативность. Позвонить с мобильного - значит набрать номер, подождать, пока абонент услышит звонок, ответит, в праздничные дни - это вообще проблематично. У радиосвязи в плане оперативности конкурентов нет - одно нажатие кнопки позволяет запросить любого дежурного или экипаж. Соединение происходит мгновенно.
Сегодня нет разделения на связистов и компьютерщиков, потому что вся связь оцифрована и компьютеризирована. Бывает, техника даёт сбои, но с отверткой, как раньше, к ней уже не подберёшься. Управлять аппаратурой и устранять неполадки можно с компьютера. Связист третьего тысячелетия - человек технически подкованный, мобильный, одинаково хорошо разбирающийся в электронике и электричестве.
Медные провода заменили на оптико-волоконные, объём передаваемой по ним информации вырос в тысячи раз, и одного нажатия клавиши достаточно, чтобы собрать о преступнике максимум информации. Единая база позволяет за один день сделать то, на что раньше уходил месяц.
- Однако какой бы совершенной ни была аппаратура, управляет ею человек, - говорит начальник отдела Игорь Нечаев. - И про наш коллектив я с уверенностью могу сказать: случайных людей не держим. Потому и проблем с поиском, обработкой и передачей информации в прокопьевской полиции нет.
Анастасия УЛАНОВА
Выпуск №: 50-2011 (14.12.2011)