Развитие страны должно происходить для людей
По результатам голосования на выборах 4 декабря депутатом VI созыва Государственной Думы от Кузбасса стал наш земляк В.Г. Гридин. Напомним, что он в политике - не новичок. Был в предыдущем составе Думы заместителем председателя комитета по транспорту. Член фракции партии "Единая Россия".
- Владимир Григорьевич, чем особенным, на ваш взгляд, была наполнена деятельность фракции "ЕР" предыдущего созыва?
- Прежде всего, работа Думы в последние годы проходила в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Законодательную деятельность в этот период можно разделить на несколько частей. Немало сил и времени мы посвятили решению возникавших проблем в финансовой, экономической и социальной сферах. Действовали в тесной связке с правительством, быстро принимали антикризисные законы, так, чтобы россияне как можно меньше почувствовали на себе, на своей семье кризисных издержек. По-моему, этого удалось добиться. Если в большинстве стран мира снизились социальная поддержка, пенсии, в России этого не произошло. Наоборот, социальная защита людей усиливалась. Может быть, законы и не были совершенны, но их важно было принять, чтобы не упустить момент. Эта работа дала ценнейший опыт. Российская экономика получила определенный иммунитет к новым всплескам кризисных явлений в мире. Как пример, вспоминаю октябрь - ноябрь 2008 года, когда ускоренно принимали законы, связанные с изменением уплаты налога на прибыль. Он был снижен. Кстати, и сейчас не растет, хотя волна кризиса уже прошла.
Но Дума принимала и законы, направленные на определение стратегического вектора развития страны. Мы старались заложить перспективу, чтобы закон мог работать и в будущем.
- Какие новые формы работы появились за этот период?
- Прежде всего, конституционной нормой стали ежегодные отчёты правительства перед Госдумой. Раньше этого не было. Трижды председатель правительства В.В. Путин выступал перед депутатами с отчётом о работе кабинета. Тем самым заложена важнейшая парламентская традиция.
Многое в том созыве произошло впервые. Например, сами думские выборы-2007 проходили только по партийным спискам. Сегодня партия, победившая на региональных выборах, предлагает главе государства кандидатуры на пост руководителя субъекта РФ.
Изменена процедура утверждения полномочий сенатора - члена Совета Федерации. Теперь им может стать только тот, кто прошёл через горнило выборов. Мы расширили контрольные функции законодательных органов власти субъектов и представительных органов местного самоуправления.
Это, конечно, далеко не полный перечень, но в результате политическая система страны стала более демократичной и устойчивой.
- А не были ли отчеты исполнительных органов власти в парламенте формальными, когда руководители выступали по принципу: лишь бы отчитаться?
- Уверен, это не так. Мы всегда требовали от тех, кто отчитывается, конкретных мер по той или иной проблеме. Например, В.В. Путин именно во время отчёта с парламентской трибуны сформулировал две важнейшие социальные программы. Одна из них уже реализуется во всех регионах. Речь идёт об увеличении фондов оплаты труда школьных педагогов, чтобы их зарплата повысилась до среднего по экономике уровня.
Другая посвящена улучшению здравоохранения. Объем расходов на него с 2007 по 2011 годы увеличился в 2 раза. Начиная с этого года, в течение двух лет федеральный бюджет выделяет на софинансирование специальных региональных программ в этой сфере 460 млрд. рублей. Благодаря реализации этого национального проекта удалось закрепить позитивные тенденции в демографии. В том числе - за счет ежегодной индексации материнского капитала. В 2007 году, когда мы приняли закон о материнском капитале, он составлял 250 тыс. рублей, а в 2011-м - уже 365698 рублей. В следующем году вырастет за счет индексации еще на 6%.
Мы значительно обновили законодательную базу здравоохранения. Назову только важнейшие законы: об обращении лекарственных средств, об обязательном медстраховании, об основах охраны здоровья. Все они приняты с учётом широкой общественной дискуссии и отчетов в парламенте руководителей этой сферы.
- Будет ли, по-вашему, общественное обсуждение законопроектов использоваться в новой Думе?
- Я считаю, такая практика будет продолжена. Мы получили хороший опыт. Например, прошел ряд встреч с различными общественными организациями по обсуждению проекта бюджета на новый год, это получило название "Народный бюджет". Созданы механизмы, при которых все предложения к власти могут быть услышаны.
И еще, думаю, общественное обсуждение законов найдет свое отражение в работе Большого или, как его еще называет Д.А. Медведев, открытого правительства.
- А что сделано для эффективной борьбы с коррупцией?
- Безусловно, это одна из главных угроз нормальному развитию страны. Теперь эта борьба опирается на базовый закон "О противодействии коррупции". Принимая его в 2008 году, мы одновременно внесли поправки в 26 действующих законодательных актов. Дума ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции. Принятые в этой сфере законы ужесточили требования к людям, занимающим должности в госаппарате, расширили практику обязательного декларирования доходов, повысили открытость работы судов. Мы ввели новые критерии качества государственных и муниципальных услуг, административную ответственность за недобросовестное рассмотрение обращений граждан.
Начали действовать разорительные штрафы для взяточников. Но я согласен с мнением экспертов: останавливаться на этом нельзя. Уверен, что в Думе нового созыва будем, в первую очередь, решать и эту проблему.
- Что касается экономики, особенно той ее сферы, за которой стоит так называемый средний класс - малый и средний бизнес, - какую законодательную "подушку безопасности" создали для нее?
- По предложению правительства, на фоне кризисных проблем был принят комплекс мер по снижению налоговой нагрузки на организации и физических лиц. За счет государственных кредитов удалось поддержать важнейшие отрасли. Дали импульс развитию инновационных технологий. Это законы о проекте "Сколково", о создании малых предприятий в высших учебных заведениях и др. Законодательно упростили процедуру открытия нового дела, серьезно ограничили административное давление со стороны контролирующих органов на организации малого и среднего бизнеса.
Как результат, уже в этом году промышленное производство выходит на траекторию роста. По итогам уходящего года прирост ВВП в России ожидается не менее 4%. А инфляция - около 7%, что станет минимальным уровнем за последние 20 лет.
- В разгар предвыборной полемики нередко звучали слова о том, что жизнь в стране лучше не становится, что все социальные показатели "идут вниз"...
- На самом деле, это не политика, а политиканство - закрывать глаза на все положительные перемены последних лет. Назову лишь несколько цифр. Если в докризисном 2007 году расходы федерального бюджета составили 6,5 трлн. рублей, то в принятом нами бюджете на 2012 год - более 12,6 трлн. руб-лей. Рост почти в два раза! При этом и тогда, и сейчас бюджет социально ориентирован: основные затраты направлены на укрепление здравоохранения, выплату различных льгот и субсидий, рост зарплат и т. п. Не буду расшифровывать льготы для населения, которые действуют в Кузбассе. О них недавно подробно говорил в своем бюджетном послании Губернатор А.Г. Тулеев.
В федеральном бюджете особое внимание мы уделяли социальной защите старшего поколения. Судите сами, четыре года назад пенсия по старости была чуть выше 3 тыс. рублей в месяц. Средний размер трудовой пенсии в 2012 году превысит 9 тыс. рублей. Конечно, и этого недостаточно. Поэтому работа будет продолжена. И я убежден, что у нас сейчас нет необходимости, по примеру некоторых зарубежных стран, повышать в России пенсионный возраст. Не будем этого делать.
В 2007 году средняя начисленная зарплата составляла примерно 13,5 тыс. рублей. Но уже скоро в России будет достигнута планка в 25 тысяч.
Еще отмечу: мы создали дополнительные условия для сдерживания роста цен на услуги ЖКХ. На управляющие компании теперь закон возложил обязанность раскрывать информацию о своей деятельности. Законодательные акты продлили возможность приватизации жилья, закрепили гарантии защиты прав дольщиков.
- А какое внимание было уделено вопросам защиты семьи и детей?
- Создали законодательные условия для выделения участков земли многодетным семьям. Усилили уголовное законодательство, касающееся преступлений против половой свободы и неприкосновенности несовершеннолетних. Принят закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Решая наболевшую проблему нехватки детсадов, мы впервые заложили в федеральный бюджет-2012 средства на поддержку региональных программ в этой сфере, что ускорит работу местных властей.
- Почему оппозиционные партии практически всегда голосуют против принятия бюджета?
- Расчет на то, что большинство людей подробно не знают закона о бюджете, могут поверить критиканам на слово. Примерно с середины нулевых годов и до последнего созыва оппозиционные фракции в Думе не отдали ни одного голоса за ежегодно принимаемый бюджет страны. В реальности это означает только одно: эти партии не голосовали "за" повышение пенсий, "за" обязательное выделение жилья участникам Великой Отечественной войны, "за" увеличение заработной платы учителям, врачам... Список можно продолжать. Все это закладывается в бюджет, а они голосуют против.
Если говорить профессионально, то в федеральный бюджет-2012 заложено сохранение и увеличение всех социальных составляющих для подавляющего большинства населения России: детей, учащихся, семей, ветеранов, инвалидов, военнослужащих и т.д.
Больше всего критики по поводу снижения внимание к сельской отрасли. А параметры бюджета-2012 говорят об обратном. Национальный проект "Село" перерос в государственную Программу. Такого количества денег, которое выделяется сюда, не было никогда. Приняты десятки законов о поддержке крестьян. Главная задача - обеспечить продовольственную безо-пасность страны. Зависимость от ввозимых продуктов серьезно снижается. Благодаря Программе аграрный сектор преодолел тяжелые последствия прошлогодней засухи, год завершает достойными результатами: урожай в 1,5 раза выше уровня 2010 года. Сегодня Россия полностью обеспечена зерном и продает его за границу.
Главное обвинение было в так называемой "милитаризации" бюджета, то есть увеличении расходов на "оборонку". Хотя, прежде всего, это - увеличение в разы зарплаты военных, рост расходов на их жилье, увеличение пенсий военным пенсионерам. Как видите, все расходы на социальную сферу для военных идут по разделу "оборонки", здесь нельзя отделить "оборонку" от "социалки". И, конечно, в 1,5 раза увеличились расходы на ВПК, поддержку военных заводов. А как без этого развивать современную армию?!
- Что бы вы могли отметить, как главный недостаток в деятельности парламентариев прошлого созыва?
- Популизм в предлагаемых некоторыми фракциями законопроектах: совершенно не просчитанные решения об усилении социальных гарантий для тех или иных слоев населения, лишь бы понравиться избирателям.
- Над чем предстоит работать депутатам Госдумы нового созыва?
- В центре внимания должно быть то, что определяет благополучие человека, его семьи: жильё и услуги ЖКХ по разум-ным, обоснованным тарифам, чистые дворы, нормальные дороги, детсады без очереди, больницы, обеспеченные всем необходимым. Надо превратить образование и профессиональную подготовку в главный социальный "лифт" в обществе. Речь, конечно и о росте реальных доходов населения.
Необходимо выстраивать устойчивую, эффективную пенсионную систему, которая обеспечивает достойную жизнь пенсионерам. Задача сложная, требует точных расчётов, продуманной концепции, широкого обсуждения.
Чтобы все это было, в ближайшее время надо провести новую индустриализацию страны. В свою очередь, нужны законодательные гарантии для развития производства товаров и услуг, роста внутреннего потребительского рынка.
Будем совершенствовать работу правоохранительных органов и судебной системы для обеспечения безопасности и защиты прав каждого человека независимо от его статуса и доходов. Предстоит совершенствовать и налоговую систему. Как отметил недавно на XII съезде партии "ЕР" В.В. Путин, налоги для простого гражданина не должны быть обременительными, а роскошь и сверхпотребление должны облагаться более высокими налогами.
Предстоит перестраивать межбюджетные отношения, чтобы регионы и муниципалитеты получили больше собственных финансовых ресурсов. Тот, кто зарабатывает деньги, должен ими и распоряжаться.
Большие усилия будут направлены на развитие транспортной инфраструктуры. Прежде всего, на строительство дорог. Мы законодательно оформили создание федерального и региональных фондов дорожного строительства, их объемы уже в 2011 г. увеличены на 40% по сравнению с 2010-м. А с 2014 г. расходы на федеральные трассы будут обеспечиваться на 100% от установленных нормативов. Эти меры дадут мощный стимул развитию транспортных сетей страны.
Все эти важнейшие задачи, безусловно, требуют участия законодателей. Сегодня очевиден главный запрос граждан - развитие страны должно происходить для людей, а не за счёт людей.
Записал Сергей Черемнов
Выпуск №: 51-2011 (21.12.2011)