Пенсионная реформа
"Накопительный" закон
Госдума приняла закон о финансировании выплат за счет средств пенсионных накоплений. Новые нормы предусматривают срочные выплаты тех средств, которые пенсионер скопил за счет материнского капитала или участия в Программе государственного софинансирования пенсии. Кроме того, вводится понятие единовременной выплаты. Она делается в том случае, если пенсионер не скопил достаточно средств в накопительной части своей трудовой пенсии, то есть если общая сумма этой части составляет менее 5% всей пенсии.
Граждане, которые формировали свои накопления за счет дополнительных страховых взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсии, за счет материнского капитала, будут иметь право получить срочные выплаты или средства в составе накопительной части пенсии по старости. Период срочных выплат - не менее 10 лет. Размер срочной выплаты корректируется ежегодно с 1 августа исходя из суммы дополнительных взносов, а также дохода от их инвестирования, которые не были учтены при назначении или корректировке выплаты.
Единовременную выплату смогут получить те граждане, у кого размер накопительной части в случае ее назначения составит 5 и менее процентов по отношению к размеру трудовой пенсии по старости (включая страховую и накопительную части). Порядок единовременной выплаты определит Правительство РФ.
Ожидается, что на единовременные выплаты будут иметь право граждане, которые формировали накопительную часть в 2002-2004 годах. Это женщины 1957-1966 годов рождения и мужчины 1953-1966 годов рождения. В 2011 году часть этих граждан уже имеет право на выплаты накопительной части, но пока не могут его реализовать из-за того, что не был принят закон. С 2005 года накопительная часть пенсий формируется для граждан 1967 года и моложе. Для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости ПФР формирует выплатной резерв и передает его в доверительное управление Внешэкономбанку. В выплатной резерв предлагается перечислять средства пенсионных накоплений, эквивалентные сумме на специальной части лицевого счета застрахованного лица на день назначения пенсии* доход от инвестирования средств пенсионных накоплений* страховые взносы* дополнительные страховые взносы и взносы работодателя* чистый финансовый результат от временного размещения этих средств, а также средства материнского капитала. В него также будут включаться суммы накоплений граждан, которые работают после назначения пенсии по старости, и средства, не выплаченные в связи со смертью застрахованного.
Внешэкономбанку в управление также передаются накопления лиц, которым установлена срочная выплата. Управляющие компании будут передавать средства для формирования выплатного резерва в ПФР через счет в ЦБ РФ. При этом ПФР до 1 декабря ежегодно должен формировать план передачи средств.
Законом устанавливается, что ПФР должен вести учет долгосрочных обязательств по выплате накопительной части трудовой пенсии по старости, обособленный учет средств выплатного резерва, а также ежегодно публиковать в СМИ отчетность о средствах выплатного резерва и результатах их инвестирования. Кроме того, документом устанавливается схема корректировки размера накопительной части пенсии и срочной выплаты. Теперь слово за Советом Федерации РФ и Президентом РФ.
Виктор Сорокин, начальник управления ПФР в Рудничном районе г. Прокопьевска
Вы просили рассказать
Сроки назначения государственных пенсий
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
За исключением:
- случая установления социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет*
- а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями трудовой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста.
Указанным гражданам из числа инвалидов с детства социальная пенсия по инвалидности назначается со дня установления соответствующей группы инвалидности, а гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (мужчины и женщины), социальная пенсия по старости назначается со дня достижения 65 и 60 лет.
Елена Данилова, начальник отдела назначения пенсии
Взносы за мигрантов
С 2012 года работодатели будут обязаны платить страховые взносы в Пенсионный фонд за нанятых мигрантов. Поправки вступят в силу 1 января 2012 года.
Сейчас под обязательное пенсионное страхование попадают лишь те иностранцы, которые работают на российской территории, имея вид на жительство или разрешение на временное проживание.
Со следующего года к застрахованным гражданам будут относиться мигранты, которые находятся на территории России временно или работают по трудовому договору не менее полугода.
Социальное страхование для мигрантов будет вводиться поэтапно. С 1 января страховой взнос вводится только в Пенсионном фонде и лишь на страховую часть трудовой пенсии. При этом накопительная часть пенсии у трудовых мигрантов формироваться не будет.
Получение трудовым мигрантом заработанной в России пенсии, согласно поправкам, зависит от места его проживания. Если к достижению пенсионного возраста у него есть постоянная прописка в России, тогда мигрант будет получать российскую трудовую пенсию. Если же гастарбайтер вернулся на родину, то он попадет под действие системы международных договоров. Они позволяют учитывать пенсионные права работника по месту жительства. Международные соглашения заключены со всеми странами СНГ и Балтии.
Однако принятые Госдумой поправки не предполагают, что под социальное страхование попадут иностранные работники, которые трудятся в России по приглашению.
Нововведение усилит преимущества российских граждан на отечественном трудовом рынке. Так как сейчас за временно пребывающих не выплачиваются страховые взносы, они являются демпинговой рабочей силой, имеют неоправданные конкурентные преимущества по отношению к гражданам России.
Виктор Сорокин, начальник управления
Выпуск №: 51-2011 (21.12.2011)