Баба на французский манер
Для меня любимым местом в гостях у бабушки был уютный диванчик, на котором лежали сшитые ею из лоскутков подушечки, а под одной из них обязательно прятались недовязанные носок или варежка с торчащими спицами. Тут же корзина с клубками - приманка для черной кошки Матильды, "партизанка" пользовалась каждым моментом, чтобы покатать по залу шерстяной комочек. Перед диваном красовался самодельный мягкий коврик. Наступали на него осторожно, потому что узор на нем обновлялся почти каждую неделю. Неугомонная баба Юля любому оставшемуся от шитья кусочку ткани дарила новую жизнь, так что мы с младшим братом Ваней так и называли коврик: "живой", а бабушку "волшебницей".
Ласково и нежно
Сразу оговорюсь, что ничего грубого в слове "баба" я не нахожу, к тому же мы с братом называли бабушку на французский манер с окончанием на последний слог, получалось очень ласково и нежно - баба-а-а.
На детских рисунках я всегда изображала бабу маленьким человечком с рюкзаком на спине, она возвышалась на огромной горе с молотком в руке. Дело в том, что в молодости баба была геодезистом, а так как раньше геодезист и геолог для меня были примерно одно и то же, я представляла ее именно карабкающейся на вершину. На самом же деле ее работа состояла в том, чтобы изучать местность, равнины, впадины, горы, иногда за день она проходила 60 километров. Потом по этим данным составлялись карты. Кстати, баба говорила, что именно тайге и своей первой работе она обязана богатырским здоровьем, ведь столько времени на свежем воздухе, да еще в постоянном движении любому пойдет на пользу.
- Правда, летом мы с одежды ежедневно по горстке клещей собирали. Единственное средство от них - превратиться в "капусту", чтобы не было никакого доступа к телу.
Рассказы про тайгу, про бабушкино детство и юность я слушала, разинув рот. Ее семья жила в поселке Каменушка Кемеровской области. От папы узнала, что после его рождения баба работала продавцом мороженого. Вся улица объедалась тогда лакомством. Она угощала ребятишек, а потом вкладывала деньги из зарплаты.
Делать на "отлично"
Когда баба вышла замуж и семья переехала в Прокопьевск, она пошла работать в КузНИУИ. Специального образования у нее не было. Она родилась в 37-м, так что в послевоенное время было как-то не до учебы. Но уже на практике стало ясно, что "девушка не без талантов", как говорили о ней коллеги. Баба быстро освоила профессию копировальщицы и вскоре стала одним из лучших специалистов института. Мне не раз приходилось бывать на ее работе. Помню рулоны ватмана с непонятными иероглифами (как потом оказалось, чертежами шахтового оборудования), столы, заставленные баночками с тушью и стаканами с рейсфедерами. Чертежницы с большими деревянными линейками, склонившись над светящимися столами, корпели над чертежами. Глядела на бабу и понимала, что она получает неподдельное удовольствие, выводя тончайшие детали. Видела, как капельки пота выступают у нее на лбу от напряжения. Один неверный штрих, и вся работа псу под хвост.
- Или на "отлично", или вообще не делать! - говорила она всегда. За что бы ни бралась - получалось так, что комар носа не подточит. Когда ушла из института, студенты еще долго обивали порог: просили помочь с чертежами, курсовыми, дипломами. А однажды из военкомата позвонили и попросили скопировать стратегическую карту Кемеровской области - бумага сильно истрепалась, а ксероксов тогда не было. Бабе было приятно, что обратились именно к ней, так как карта секретная, ее могли доверить не каждому.
В копировальном цехе у бабы раскрылся еще один талант. Любой, кто видел открытки или стенгазеты, подписанные ее рукой, обязательно спрашивал, кто автор. Она выводила такие "завитушки", что каждая подписанная ею открытка вполне могла стать экспонатом музея. Напарницы шутили:
- У нашей Юлии Федоровны ни одной буквы одинаковой ни разу не было!
Яркие светостолы и постоянное напряжение сказались на зрении. Чтобы поберечь глаза, пришлось уйти.
Самая интересная
Новая работа бабы Юли для меня была, пожалуй, самой интересной. Огромная "бандура" с кнопками разного цвета, рукоятками и рычагами напоминала машину времени. На огромный барабан намотан толстый канат. Для меня он был чем-то магическим, тем более, баба объяснила, что от этого каната зависит жизнь людей, которые находятся под землей. Канат поднимает и опускает клеть с шахтерами. Баба более десяти лет проработала машинистом подъема на шахте имени Калинина и там тоже зарекомендовала себя как профессионал. В самые ответственные смены, когда нужно было, к примеру, менять канат, просили выйти именно ее. От того, насколько осторожно она двигала рычаг, зависела безопасность людей. Не каждый решался пойти туда, даже за высокую зарплату. С шахты баба ушла на пенсию с медалью "Ветеран труда".
Бабин праздник
Баба была асом во всем, за что только ни бралась. К примеру, связанная ею шапочка вызывала восторг и умиление, где бы я не появлялась: в трамвае, школе, на улице. Однажды на уроке химии учитель ставил опыт, и пробирка взорвалась, искры долетели до первой парты, где я сидела с подругой Инной, и угодили прямо на нашу одежду. На другой день в школу я пришла в той же кофте, на которой красовались яркие цветочки, никто даже подумать не мог, что это заплатки. Подружка спросила:
- А если я к твоей бабушке приду, она мне сделает такие же?
Помню, как гордо я ответила:
- Такие же - нет, а лучше - гарантирую!
На другой день вся ее кофта была усыпана ярко-желтыми звездами.
Вся наша семья обожала бабину стряпню. В то время особых кулинарных изысков не было. Даже из обычных продуктов она всегда могла приготовить что-нибудь этакое. Одно из таких блюд - "абра-кадабра". Нарезанная вареная картошка и лапша перемешивались с поджаренными на сковородке золотистыми крошками белого хлеба. Но самым незабываемым был бабушкин сметанник, которым она потчевала гостей на свой день рождения. Этот праздник для нас с братом вообще был особенным. Где бы мы ни находились, что бы ни делали, но 10 июля всегда собирались у бабы Юли. Устраивали что-то вроде негласного соревнования, кто поздравит бабу первым. Она же нам подыгрывала и никогда не сознавалась, кто из нас позвонил раньше. Ее день рождения еще называли родственным днем, потому что собиралось такое количество родни и друзей, что мы даже начинали ее немножко ревновать. Июль - месяц, когда появляется первая виктория, именно с запахом этой ягоды ассоциируется бабин праздник. А еще с душистыми травами и цветами, развешанными на кухне: зверобой, мать-и-мачеха, пижма. Она знала, когда и какую траву надо собирать. Однажды на даче решила помочь ей и набрала целую охапку ромашки.
- Молодец, что огород прополола! - улыбнулась баба. - Брось вон в ту яму, где сорняки.
Тогда я узнала, чем аптечная ромашка от обычной отличается. У аптечной желтая сердцевинка внутри полая, а у простой - нет. А еще, как отличить ложный зверобой от настоящего. Тут не просто нарвал и развесил - секретов очень много, баба ими охотно делилась, как и всем, что она умела и знала.
О том, что плита, туалет и раковина - лицо хозяйки, я помню до сих пор. У бабы они всегда сверкали. Женщинам часто бывает не до себя: домашние хлопоты, дети, муж. Однако две вещи, по словам бабушки, для нее не могут быть второстепенными: волосы и обувь:
- Во что бы ты не одевалась, туфли и прическа должны быть в полном порядке.
А еще баба учила делать и говорить то, что подсказывает сердце.
Стыдно признаться, но не всегда к бабиным советам мы прислушивались. И запомнили не все ее уроки жизни. А зачем? Ведь всегда можно было обратиться за помощью к любимой бабе. Сейчас мне ее не хватает. Очень хотела бы обнять и прижаться к ней, чтобы поцеловать и сказать, как сильно я ее люблю.
Кажется, что надежный тыл, любимые бабушки и дедушки, никогда никуда не денутся и всегда будут рядом. Сегодня некогда позвонить или зайти? Не беда - неделя большая, сделаю это завтра или послезавтра. Мы, молодые, думаем, что старики подождут нашего внимания и доброго слова. Но это у нас вся жизнь впереди, а у них не так много времени. Потому успевайте дарить им свою любовь и благодарность. Они нужны больше, чем таблетки и микстуры.
Ася ЛОБАНОВА
Выпуск №: 2-2012 (11.01.2012)