Рейтинг@Mail.ru
Их бог - график движения

Их бог - график движения

В тёмных, замёрзших окнах автобуса трудно рассмотреть, где именно сейчас находишься. Опытные пассажиры всем организмом чувствуют маршрут, хорошо изучив все неровности привычного пути. Но и они могут проспать свою остановку. Что уж говорить о новичках?

"Почему остановки не объявляете?" - возмущаются пассажиры. В самом деле, идти лишние метры по темноте и морозу, опаздывая на работу не по своей вине ... Обидно. И когда сама попадала в такую ситуацию, не раз мысленно задавала вопрос неизвестно кому адресованный: "Почему бы не сделать автоматическое объявление остановок, как в метро?". А тут еду в своём 115-м, и вдруг неожиданно, чётко, громко: "Следующая остановка...". И так всю дорогу. Красота! Позвонила в пассажирское автопредприятие (ПАП), чтобы узнать, что за новшество такое? Оказалось, в оборудование ГЛОНАСС (ГЛОбальной НАвигационной Спутниковой Системы) входит и такая приятная для пассажира функция, как объявление остановок. А помимо этой неглавной опции система позволяет получать оперативную картинку как в прямом - на экране монитора, так и в переносном смысле: ежедневную статистику работы автобусов.

В киселёвских "НефАЗах" 115-го маршрута уже стоят навигаторы, прокопьевские ещё предстоит оснастить. Произойдёт это совсем скоро, в I квартале 2012 года. Так диктует Федеральный закон: с 1 января 2012 года одним из лицензионных требований перевозок пассажиров автомобильным транспортом вместимостью более 8 пассажиров стало наличие ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Настоятельно требовать начнут с 1 июля. В планах Правительства также введение закона об обязательном наличии ГЛОНАСС-навигаторов на всех автомобилях.

"Частники" уже исполнили закон и почувствовали все преимущества спутниковой навигации.

Государственный ПАП уже заключил договор с фирмой-исполнителем и подарит новую услугу прокопчанам в год своего 55-летия. Система даже предусматривает тревожную кнопку, которая в случае какого-либо ЧП на дороге автоматически отправит сигнал диспетчеру, и тот уже будет каждую конкретную ситуацию разруливать. Ведь каждый случай уникален, и какая бы "умная" техника не стояла на службе, принять решение может только человек.

Диспетчер ПАП Елена Валеева про новинку слышала, но в детали пока не вникала. Она работает с 1998 года и помнит времена, когда из всех средств связи в арсенале был только проводной телефон, а водитель мог передать информацию о поломке исключительно с попутными машинами. Тогда машин было меньше, но если автобус ломался по пути в какую-нибудь окрестную деревню, мало не казалось ни пассажирам, ни самому шофёру.

Прорыв в скорости обмена информацией произошёл с появлением сотовых телефонов. Всю смену (а работают диспетчеры ПАП сутками) они на связи. Первый рейс выходит по графику в 5.15, а всего утром диспетчер должен оперативно выпустить на линию до полусотни машин. Сюда, в диспетчерскую, стекается вся оперативная информация по выполнению главного документа: графика движения маршрутов.

Елена Владимировна - ещё и пассажир со стажем. Помнит, как в советское время с Красной Горки утром уезжала в час пик:

- Тогда ещё "Электромашина" работала и другие предприятия, - рассказывает женщина. - Народу полно, автобусов мало. Сейчас, конечно, несравненно лучше стало с транспортом.

Самый сложный день в году для неё: 1 января. Второй раз подряд её смена выпадает на самое начало года. А самый сложный маршрут, он же самый протяжённый - 115-й, пригородный, несмотря на то, что соединяет два города. Для диспетчера важно, считает Елена Владимировна, уметь собраться и быстро принять решение, потому что любой сбой в работе - это нестандартная ситуация, для разруливания которой и смелость определённая требуется, и ясная голова.

Вот буквально на днях сломался автобус за Терентьевском. Диспетчер высылает на подмогу мобильную ремонтную бригаду, буксир и резервную машину, чтобы вывезти пассажиров. В другом случае (после сильной метели перемело дорогу) водитель 108-го маршрута до посёлка Первомайский не смог проехать. Ночевал в поле: машину-то не бросишь. А ему туда организовали подвоз топлива и питания. Этот сразу два колеса проколол, другого осветили фары встречного транспорта, и он угодил в кювет, да так, что мощный "Урал" не смог достать. За годы работы ситуаций разных было великое множество. Решать их помогали опыт и слаженность работы каждого участника большой команды ПАП.

Елена Баева


Выпуск №:  6-2012 (08.02.2012)

Возврат к списку