«Ростуризм» работает, как дизель в Заполярье»
"Ростуризм" работает, как дизель в Заполярье", - комментирует ситуацию с "Ланта-тур" первый вице-президент ассоциации туроператоров России Владимир Канторович.
Немного хронологии: 28 января туроператор "Ланта-тур" приостановил свою деятельность, порекомендовав туристам, купившим у него туры, не выезжать за границу. На сайте появилась заставка-замок следующего содержания: "Компания "Ланта-тур вояж" временно приостанавливает продажи туров в связи с невозможностью надлежащим образом обеспечить финансирование заказанных услуг". А уже 31 января следственный комитет открыл уголовное дело о мошенничестве. Представители туриндустрии, мягко говоря, в шоке.
Обзвонив несколько прокопьевских туристических агентств, "Диалог" везде услышал один и тот же ответ: мы с "Лантой" не работали, а если кто и сотрудничал, то задолго до банкротства фирмы. В прокопьевском офисе компании "Ингосстрах" на вопрос об обратившихся за компенсацией неудавшегося отдыха также дали отрицательный ответ. Так что прокопчане в те три с половиной тысячи туристов, которых весть о банкротстве туроператора застала на отдыхе, к счастью, не попали. Но само событие заставило разбираться в случившемся даже премьера В. Путина.
- Странно, что прессу заинтересовала "Ланта", - встретила корреспондента "Диалога" старший менеджер ТТК "Сибирия" Виктория Хлыскова. - До этого случались не менее шумные банкротства. Да вот хотя бы вспомните "Капитал-тур".
Вице-президент российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин заявил ряду СМИ: "За 2011 год более 10 компаний ушли с рынка. Более того, ряд из них даже не имел страхового покрытия, и такого рода оперативности мы тогда не видели от следственных органов". Банкротства 2012-го вряд ли закончились, считают эксперты. Они сходятся на том, что "Ланта" погорела на нехватке оборотных средств из-за низких цен и скидок. И банк, в котором фирма хотела перекредитоваться, чтобы погасить долги контрагентам, неожиданно отказал в этом.
Если "Капитал-тур" можно было считать случайностью, то два таких банкротства подряд уже заставляют задуматься. Сакраментальный вопрос "Что делать?" обсуждается на профессиональных форумах в Интернете, электронных и печатных СМИ, коридорах власти, но впечатление такое, что ответа никто не знает. По закону туроператоры должны страховать свою ответственность перед туристами, чтобы в случае непредвиденных ситуаций (вулкан ли проснётся, контрагент обанкротится и пр.) иметь средства, которые позволят выполнить взятые на себя обязательства. На российском рынке работают более 4 тысяч туристических операторов, и только примерно 40 из них, то есть один процент, застрахованы на максимальную сумму в 100 млн. рублей. "Ланта-тур" как раз в этот процент входила. Однако туристов за рубежом это не спасло: их всё равно арестовывали и заставляли платить повторно.
Саморегулируемые организации (СРО), в которые предлагают объединяться туроператорам и турагентствам, по мнению одних, в подобных случаях могут быть полезны, ведь если туго одному члену СРО, он сможет воспользоваться своеобразной кассой взаимопомощи, созданной из членских взносов всех участников. По мнению других, СРО - просто клубы с членскими взносами.
- У нас есть такая организация, - говорит Виктория Викторовна. - Пока проку от неё мы не почувствовали.
Она, как и многие члены сообщества, называет прогоревшего туроператора интеллигентным партнёром и в мошенничество не верит.
- У них очень профессиональные менеджеры, мы с ними общались. А с Ольгой Шендрик, которую арестовали в Таиланде, лично знакомы. Она - замечательный менеджер. Просто грустно и обидно, что так всё случилось. С "Лантой" мы работали с 2006 года, но в последнее время туристов через них не отправляли. Бог отвёл. Собственно, её объём в регионах по сравнению с тем же "Пегасом", например, - это десятая часть, не более.
Что надо менять действующее законодательство, Виктория согласна и считает необходимым проводить аудит как туроператоров, так и турагентств, потому что с отменой лицензирования и принятием в 2008 году закона о фингарантиях на рынок смогли прийти агентства, имеющие деньги только на стол со стулом и аренду офиса.
- "Однодневкам" не нужен агентский процент, - продолжает Виктория, - им нужен оборот. А как его накрутить? Конечно же, скидками.
Как сообщает РБК, по оценкам российского союза тур-индустрии (РСТ), 40-45% туров продаются по цене ниже себестоимости.
В этом виде бизнеса репутация - основной капитал, а лояльность клиентов - залог устойчивого успеха. Тем более, что рынок не так велик: социологи говорят, отдых за границей могут позволить себе 4-5% россиян, за эти проценты борется теперь гораздо больше операторов и агентств. По данным УФМС, в нашем городе загранпаспорта имеет каждый пятый житель.
Понятно, что громкие скандалы заставят туристов осторожничать, а то и совсем отказываться от услуг посредников и самостоятельно покупать билеты и бронировать гостиницы на сайтах соответствующих компаний.
- А кому тогда предъявлять претензии в случае банкротства отеля или отказа авиакомпании? - замечает на это моя собеседница.
Здесь уже каждый волен решать сам, взвешивая все риски, возможные плюсы и минусы, главный из которых для россиян - незнание языка. Громкий скандал, и не один, заставит "Ростуризм", надеются игроки рынка, принять поправки в закон, лучше регулирующий эту сферу деятельности. "Ланту" выручил "ВТБ", но решив на этом этапе свои материальные проблемы, далее ей предстоит заняться гораздо более сложными - имиджевыми: попытаться вернуть доверие клиентов и контрагентов. А это сделать посложнее будет.
Елена Баева
Редакция приглашает к разговору страховые компании, агентства и любителей путешествий. Впереди лето, отпускное время. Как вы планируете его провести? Адрес электронной почты dialog27@mail.ru
Выпуск №: 6-2012 (08.02.2012)