Космос, космос, я трамвай!
Зайдя в трамвай, вы слышите внятное, как в метро, объявление остановок, причём дважды: едва тронувшись и перед очередной остановкой. Та же информация бегущей строкой выдаётся на табло рядом с кабиной водителя. Это система ГЛОНАСС отслеживает оборудованный специальным устройством вагон и не только отображает его местоположение на экране компьютера, но и помогает пассажирам не проспать свои остановки.
Два новых вагона в трамвайном хозяйстве (ТХ) презентовали в первый день весны 2012-го. Это продукт сотрудничества не только производственников, власти и бизнеса, но и стран. По инициативе губернатора Амана Тулеева запущена долгосрочная целевая программа "Оптимизация развития транспорта и связи в Кемеровской области", цель которой в том числе и обновление трамвайно-троллейбусного парка. В четырёх городах Кузбасса, в том числе Прокопьевске, пассажиров перевозят электротранспортом. На балансе Прокопьевского ТХ 87 вагонов, 60 из них постоянно на линии, а восемь из десяти уже полностью выработали свой ресурс. Для обновления требуются немалые средства: разброс цен на новые вагоны от 11 до 14 млн. рублей. Трамвай российско-белорусского производства обходится в 8 млн. рублей. Кроме экономии разовых инвестиций сберегается до трети электроэнергии, а это пятая часть всех затрат предприятия.
Проект, столь существенно удешевляющий производство, - один из многих, реализуемых холдингом "СДС" совместно с белорусскими партнёрами. Машинокомплекты, то есть верх вагона, изготовлены на минском заводе "Белкоммунмаш". Модернизацию тяговых тележек, то есть всей механики: платформ и колёсных осей, провели специалисты Прокопьевского трамвайного хозяйства на своих площадях и своими силами, тем самым обеспечив новый, 17-летний срок их службы. Пусконаладку сложной электронной начинки взяли на себя специалисты сервисного центра "Кузбасс-БелАвто". Он же будет вести гарантийное обслуживание.
Присутствовавший на торжественном пуске вагонов заместитель губернатора по промышленности, транспорту и предпринимательству Сергей Кузнецов напомнил, как в прошлом году именно в Прокопьевске была озвучена новая стратегия развития трамвайного комплекса области и города, которая предусматривает сборку в мастерских трамвайного депо, и вот теперь появилась возможность оценить её результативность. Планы на этот год: собрать на базе Прокопьевского трамвайного хозяйства ещё десяток машин, четыре из которых останутся в нашем городе.
Водитель-наставник с 29-летним стажем Татьяна Дорошенко одной из первых опробовала рабочее место вагоновожатой.
- Кресло очень удобное, гораздо лучше обзор спереди и сбоку, - делится Татьяна Дмитриевна.
А кроме перечисленных отличий новый вагон имеет невысокие ступеньки, плавный ход и торможение, антибликовые с подогревом зеркала заднего вида, высокую коррозийную стойкость кузова. О важности для сибирского климата современных систем отопления говорить излишне.
Вместимость новых вагонов - 187 пассажиров. Обслуживать они будут 1-й и 6-й маршруты. Символические ключи от "новичков" получили вагоновожатые Ольга Новокрещенова и Елена Расписенко.
Перспективы сотрудничества двух государств представители обеих сторон видят одинаково, называя их весьма плодотворными. Председатель совета директоров ОАО "УКХ "Белкоммунмаш" Владимир Король приводит цифры:
- Только у нашего предприятия текущие договоры с сотней российских, - говорит он и добавляет: - В Кузбассе живут настоящие работяги, как и мы, белорусы, всего добивающиеся своим собственным трудом.
Собственно, за добросовестное отношение к работе и отблагодарили тех, усилиями кого обновился вагонный парк: 18 работников трамвайного хозяйства награждены грамотами коллегии администрации области и премиями в пять тысяч рублей.
1 марта для работников городского транспорта замечательно ещё и тем, что по инициативе губернатора Амана Тулеева, с этого числа муниципальным перевозчикам на 15% повышается заработная плата.
Выступая на торжественном пуске новых вагонов, глава города Валерий Гаранин вспомнил времена, когда мало кто верил в перспективы самого существования трамвая в городе:
- А теперь все мы видим, что у прокопьевского трамвая не только славное прошлое, устойчивое настоящее, но и замечательное будущее. За последние пять лет на линии вышли одиннадцать новых вагонов. В текущем году собственными силами трамвайщики отремонтируют ещё четыре.
С приходом "СДС" новый вектор развития появился у всей городской инфраструктуры: строятся жильё, детсады, магазины, а самое главное, новые предприятия, - сказал Валерий Анатольевич и добавил: - У нас есть ещё одна хорошая задумка. Пока рано говорить подробнее, скажу только, что касается она открытия нового производства в Прокопьевске.
Елена Баева Фото Анастасии Улановой
Выпуск №: 10-2012 (07.03.2012)