Ничего особенного?
- А что в этом такого, - удивился сторож 21-й киселёвской школы, видимо, радуясь возможности перекинуться словцом с новым собеседником. - Вы что ли в школе не дрались?
- Дрались, - соглашаюсь я. - Но здесь всё-таки ситуация несколько иная. А кроме того, мы не снимали процесс на телефон, чтобы потом выложить на всеобщее обозрение.
- Так у нас не было ни сотовых, ни Интернета! - парировал мой оппонент.
И заронил этот короткий разговор в мою голову смутные сомнения: в самом деле, будь у нас такие же технические возможности, как у нынешних школяров, может, и мы...Ведь проще всего ворчать: "Вот, мол, молодёжь, пошла...". С явным подтекстом: мы-то были куда лучше!
В конце января киселёвские подростки, густо населяющие известную социальную Сеть, делились друг с другом ссылкой на видеоролик. Нельзя сказать, что он взорвал Интернет, но обсуждение было довольно живое. Снятый на сотовый телефон, весьма дурного качества, запечатлел он драку двух девочек. Драчуний легко идентифицировали: город-то небольшой. Девятиклассницы Олеся Е. и Таня В. из 21-й школы выясняли отношения. Было это ещё в октябре. С тех пор они уже успели помириться и забыть о случившемся, но кто-то из одноклассников додумался выложить всё в Сеть. И заурядная драка получила скандальный окрас. Впрочем, заурядная ли? Ведь Олеся - инвалид с детства, передвигается исключительно на костылях. Управляется она ими ловко, и даже танцует и бегает за мальчишками, когда те задираются. Вообще, девочка очень общительная. Несмотря на свой недуг, в четырёх стенах не замкнулась, наоборот, закончив "началку" на домашнем обучении, пошла в обычную школу. Но придя в пятый класс новенькой, она, видимо, так ею до сих пор и осталась: немного не своей, что ли.
Её одноклассница Таня, вторая героиня злополучного ролика, как это ни странно, входит в ближний круг друзей Олеси. Чего не поделили девчонки?
- Это шутка была, - объясняет Олеся. - Мы договорились с Таней, что подерёмся понарошку.
Достаточно посмотреть ролик, чтобы понять, что это не так. Что же было на самом деле?
- Мы сначала СМС-ками переругивались на уроке, - Таня говорит эмоционально, заметно волнуясь. - А потом, на перемене, Олеся сама предложила пойти разобраться. Я, конечно, понимала, что она на костылях, поэтому сначала просто толкнула. Тогда она на меня стала напирать. Один, второй раз, а потом меня уже просто взбесила.
Девушка говорит, что за этот случай ей дома был хороший нагоняй. Таню воспитывает бабушка, Олесю - мама. Женщины встречались, от взаимных претензий отказались, видимо, полагая так же, как школьный сторож: ничего особенного не произошло. Олесю действительно никто не избивал, не унижал. Каждый раз, упав на пол, она поднималась и сама кидалась на соперницу. И близко знающие девушку подростки говорят: характер у Олеси не сахар, бывает, сама нарывается.
Администрация школы включилась в урегулирование конфликта уже в конце января, когда история получила огласку: директор вместе с классным руководителем девятого класса побывали у конфликтующих сторон дома, говорили с учениками, выяснили, кто же так "прославил" родную школу. 21-й более полувека. Что называется, школа с традициями. Среди выпускников много успешных людей, имена и фамилии которых и на стенде первого этажа, и на школьном сайте.
Дрались ли они, когда были детьми? Да почти наверняка! Только тогда дрались преимущественно мальчишки, а теперь не редкость, когда девочки выясняют на кулаках, кому занять место лидера в классе. Эмансипация....
Но не драка двух девчонок, на которых вместе приходится три ноги, удивляет в этой истории, а то, с каким интересом и рвением снимали остальные всё происходящее на сотовые телефоны. Припоминаю дискуссию, предложенную читательской аудитории одной весьма тиражной советской газеты. Обсуждаемый вопрос стоял так: если в парке насилуют женщину, вы будете делать репортаж или вызовете милицию? Наши отвечали, что наверняка западная пресса в погоне за сенсацией будет скорее искать ракурс для хорошего фотоснимка. Наши, конечно же, вызовут милицию и не допустят насилия. Так было в 80-е. Теперь - не факт. Выложить на Y-tube скандальный ролик, это ли не удача всей жизни?
Абстрактно рассуждать можно долго. Но представьте, что среди дерущихся ваш ребёнок, родной и близкий. И его колотят там, в кругу его одноклассников?
Семейному психологу отделения полиции "Центральный" Жанне Замулиной с подобными историями приходится сталкиваться частенько. Она припоминает аналогичный случай двухгодичной давности: тоже девочки, тоже дружили между собой. Только "съёмки" в Сеть не попали, мама одной из них вовремя обратилась в школу.
- Мы беседовали потом со всеми детьми и объясняли им, что жертвой может стать каждый. Подростковый возраст, шестой-седьмой классы, самый трудный: гормоны кипят, а в голове ещё детство играет, - говорит Жанна Анатольевна.
Директор психолого-педагогического центра Наталья Буймова тоже считает, что в самой драке нет ничего сверхъестественного.
- Только выяснение отношений должно быть честным, - добавляет психолог. - Не исподтишка или со спины, а благородно, как на дуэли.
Последствия подростковых драк за почти 15 лет работы центра разбирать приходилось предостаточно, и даже в судебном порядке. Но вот что интересно: суды инициировали взрослые, а дети быстро мирились и зла друг на друга не держали. Ведь, если разобраться, драка - то же общение, только другими методами, как определение войны из учебника истории.
А съёмки? Нам, детям прошлого века, это трудно понять, а для современных подростков Интернет - часть их жизни, считает психолог.
Безусловно, и борьба за лидерство, и решение сиюминутных конфликтов возможны дипломатическими методами, но для начала надо овладеть ими. А подростки только учатся, ищут себя в обществе. И учёба эта у кого-то идёт на "отлично", у другого - на "троечку".
- Чтобы неприятностей не возникало, - советуют психологи, предварительно оговорившись, что Америки не откроют, - необходимо, прежде всего, своих детей любить и слышать. И ещё: в коллективе, который занят общим делом, сами по себе процветают дружба и взаимовыручка, а не драки на школьном пустыре.
Хочется верить, что эти понятия из прошлого века актуальны до сих пор. Очень хочется.
Елена Баева
Выпуск №: 11-2012 (14.03.2012)