Как прокопьевский домик прославился
То, что в музеях мира обычный прокопьевский домик с голубыми ставнями соседствует с индийскими храмами, венецианскими мостами и римским Колизеем, - факт малоизвестный. Деревянную и неуклюжую по сравнению со знаменитыми архитектурными собратьями постройку облюбовал и запечатлел когда-то художник Станислав Никиреев. Графист пробыл в Прокопьевске всего десять дней, но проникся теплотой и гостеприимством горняцкой семьи (хозяев того самого домика) настолько, что даже после отъезда не прекратил общения. Переписка длилась тридцать лет.
В семидесятые годы поднимать дух жителей отдаленных от столицы регионов приезжали знаменитые артисты, музыканты. В 1977-м мобильная группа художников оказалась и в нашем городе.
- Мы тогда жили на горе в районе шахты "Центральная", - вспоминает Валерий Фёдоров. - Заметив незнакомца на пригорке, который что-то чертил на бумаге, отец поинтересовался: неужели нас снесут? Повод для тревоги действительно был - постройки уже старые, перекошенные. Но мужчина объяснил, что просто рисует дом, который ему поглянулся.
Так и завязалось знакомство художника с горняцким семейством. Лаврентий и Агния стали приглашать Никиреева в дом то чайком горячим, то молоком парным напоить. И когда он благодарил за гостеприимство, разводили руками:
- У нас по-другому не бывает!
Банька, в которой однажды довелось попариться столичному гостю, и вовсе сразила его наповал. Позже в письмах художник постоянно упоминал небывалое гостеприимство сибиряков и отличную баньку, которую он не может забыть. Так и писал уважительно, с большой буквы "Баня".
Десять дней пролетели, художественная командировка закончилась, и делегация покинула Прокопьевск. Казалось бы, вот и конец истории, но вышло с точностью до наоборот. Уже через месяц Фёдоровым пришло письмо, начинавшееся со слов "Дорогие мои друзья!" Художник рассказывал о том, как доехал, делился творческими планами, справлялся о здоровье и самочувствии членов всего семейства. В письмах, а их потом было множество, Станислав Михайлович рассказывал, в каких странах и на каких континентах бывал, что видел, что запечатлел потом в своих работах. Никогда не забывал он поздравить горняцкую семью с Днём шахтёра. И высылал в подарок свои новые работы. Так в Прокопьевске оказались офорты "Сорока", "Флоренция", "Индия", "Филин" и другие. Трудно поверить, но эпистолярная дружба продолжалась тридцать лет. Сейчас люди не всегда находят время, чтобы созвониться, спросить, как дела, не говоря уже о послании в несколько десятков строчек. Чем так "зацепила" прокопьевская семья именитого художника, никто не знает. Его письма иногда напоминали дневники, где он рассуждал о настоящем и будущем, но чаще походили на живой разговор с тёплыми, ласковыми обращениями. В тревожные 90-е, когда недовольные жизнью горняки забастовали, Никиреев переживал за кузбассовцев.
- Когда узнал, что родители долгое время не получали зарплату, - вспоминает Валерий Фёдоров, - прислал посылку со сладостями.
Последнее письмо, которое получили Фёдоровы, датируется 2007-м годом - Никиреев ушёл из жизни.
Москвичи не раз обращались к прокопьевской семье с просьбой продать офорты, поделиться письмами и открытками. Особенно активизировались в 2007-м, когда художника не стало. На его родине в Подольске тогда создали музей Никиреева и нуждались в материалах, связанных с его жизнью и творчеством.
Фёдоровы решили: чтобы талант художника не канул в Лету, а стал предметом восхищения и примером для подражания, нужно показать его мастерство широкому зрителю. Но с москвичами делиться не стали.
- Зачем куда-то отдавать работы, если в родном городе появился такой прекрасный выставочный центр, как "Вернисаж"? - говорит Валерий Фёдоров. - Тем более приезд Никиреева - часть истории и нашего города.
Кстати, не без участия Станислава Михайловича мир узнал о самобытном прокопьевском художнике Иване Селиванове.
Станислав Никиреев знаменит тем, что занесён в Книгу рекордов Гиннесса как человек, уместивший максимальное количество деталей (более 70) на одном квадратном сантиметре. Никиреевские офорты, процарапанные иглой по лаку на металле, небольшого размера, но ювелирная работа поражает ценителей искусства во всём мире. Посетители его выставки замирают у гравюр, рассматривая через увеличительные стёкла мельчайшие детали. Те, кто был знаком с художником, вспоминаютего покрасневшие от невероятного напряжения глаза. Ведь работа требовала от автора необычайной кропотливости и дотошности. Тогда лак на пластине для офорта травился специальной кислотой, пары которой вредны. Некоторые считают, что это ускорило уход художника из жизни.
- Для любого музея иметь в коллекции гравюры и офорты Никиреева - большая удача, - рассказывает директор культурно-выставочного центра "Вернисаж" Олег Комаров. - Причём со временем их ценность только возрастает, потому что это редкий вид искусства.
Немногие знают, что Станислав Никиреев был заядлым коллекционером бабочек, ставших его монограммой. Почти на каждой работе в мельчайшем кружеве узора можно отыскать это прекрасное насекомое. Еще один интересный факт: первая экспозиция в Прокопьевске, посвящённая творчеству Никиреева, проходила в одно время с выставкой бабочек. Сотрудники "Вернисажа" назвали это удачным совпадением.
Анастасия УЛАНОВА Фото автора
Выпуск №: 11-2012 (14.03.2012)