Рейтинг@Mail.ru
Жизнь как праздник

Жизнь как праздник

Не люблю красивых мужчин. Наверное, потому, что за картинной внешностью сложно разглядеть ум, характер, целе-устремленность, надежность - те черты, которые женщина ценит в представителе сильного пола. Но есть и счастливые исключения. Увидев этого статного мужчину, сразу понимаешь: повезло встретить не просто красавца, а незаурядную личность. Итак, знакомьтесь: заслуженный работник культуры России, преподаватель хоровых дисциплин, руководитель хорового класса Прокопьевского колледжа искусств Геннадий Гринчак.

- Геннадий Ефимович, ваше имя занесено в Ломоносовскую энциклопедию, в раздел, посвященный людям, которые делают все, чтобы и через 300 лет появлялись такие же целеустремленные, многогранные и успешные люди, как Михайло Васильевич. А в вашей судьбе были мудрые наставники? Как вообще вы попали в искусство?

- В нашей семье все любили музицировать, петь. Папа в 1929 году приехал с Украины строить Магнитку. Мама чистейшей воды уральская казачка, с ее стороны тоже пели. Большое влияние оказали сестры, одна из которых была профессиональной певицей. Именно она увидела во мне музыканта и записала в музыкальную школу. Я знал весь репертуар: от популярных песен до романсов и классики. И вот за три дня до 1 сентября попал в больницу с аппендицитом. Детское отделение было переполнено, меня, семилетнего мальчишку, положили в женское, в вестибюле. Спустя пару дней после операции я начал бегать по коридорам и песни распевать. Услышав это, женщины уговорили попеть. Одна из песен: "Помнишь, мама моя, как девчонку чужую я привел к тебе в дом, тебя не спросив..." - настолько тронула сердца, что слушательницы заплакали. Тот первый концерт произвел на меня сильнейшее впечатление.

Однако папа хотел, чтобы я стал строителем, и после окончания музыкальной школы я не собирался продолжать специальное образование. Однажды на улице остановил мой школьный педагог: "Ты сдал заявление?" Услышав отрицательный ответ, буквально взял за руку и привел к директору музучилища, тот прослушал: "Парень, тебе надо заниматься". Там работали замечательные педагоги, выпускники Московской, Ленинградской, Киевской консерваторий. Мне повезло учиться у Александры Алексеевны Федотовой, которая готовила и вокалистов, и дирижеров. Она нас, студентов, как мать родная, пестовала. Повезло с педагогом и в высшем учебном заведении. Юрий Александрович Брагинский был из первого состава ансамбля "Дружба", где пела Эдита Пьеха. Он руководил студенческим хором НЭТИ, пригласил меня хормейстером.

- После консерватории тяжело было начинать самостоятельную преподавательскую деятельность?

- За пять лет учебы и параллельно работы в хоре я поварился в этом соку, набрался опыта. Когда приехал в Прокопьевск на преддипломную практику, не возникло проблем, что делать, как. Старался с каждым учеником наладить отношения. Коммуникабельность, самоотдача - это дети всегда ценят. Студента надо любить, добиваться взаимопонимания и взаимного доверия.

- А встречались талантливые, но не верящие в свои силы ребята?

- В моем классе не было отсевов, с течением времени самые сомневающиеся начинали верить в себя, из них получались прекрасные специалисты. Секрет прост: за малейший успех надо хвалить: "Молодец! Ты сделал шаг вперед в своем развитии".

Горжусь своими ученицами, руководителями хоровых классов музыкальных школ № 10 и 57 Ларисой Поляковой и Ларисой Гергерт. Наташа Говорова-Мамонтова руководит ансамблем "Крошка Енот", Ирина Баженова - "Экспромтом". По большому счету, все хоровики - мои воспитанники. Ведь возглавляю хор уже 38 лет.

- Геннадий Ефимович, сейчас горячо обсуждается реформа системы подготовки творческих работников. Вы "за" или "против" перемен?

- Научные технические достижения мы, конечно, используем. К примеру, фильмотеку, записи опер, выступлений лучших дирижеров, певцов, исполнителей. Раньше в основном были аудионосители. Но видео позволяет увидеть, как артист выходит, как одет, - на сцене нет мелочей, все играет роль.

Что касается реформ - пока они в проектах, дебатах, спорах, в виде эксперимента где-то могут внедрить, чтобы посмотреть, улучшается или ухудшается подготовка. Надеюсь, что трезвые головы прислушаются к мнению специалистов. Знакомые, бывшие коллеги, которые работают в Германии, Израиле, отмечают: советская система одна из лучших в мире. Она позволяет готовить универсальных высокопрофессиональных специалистов. А в Европе подготовка на уровне любительства. И дорогая, там почасовая оплата. Неинтересно работать. Не дай бог перетрудить ребенка! Если педагог заметил сверходаренного, может заниматься с ним дополнительно, но за свой счет. Потом подписать контракт о том, что обязуется сделать его лауреатом престижного конкурса и позже от его концертов получать определенный процент.

У нас и педагоги, и студенты традиционно работают много. Ребята очень целеустремленные, на двух отделениях занимаются и в концертах и фестивалях участвуют. Хотя в трудные перестроечные времена многие побросали учебу, пошли в коммерцию, в "челноки". Однако те, кто не разуверился, выстоял, состоялись как творческие личности.

- Вы руководите хором и поете в дуэте с супругой Светланой Михайловной. Что из этих разновидностей творчества вам ближе и почему?

- 50 на 50. Хоровая деятельность убеждает, что она, как никакая другая, сплачивает людей, сплачивает нации. Это всеобщее переживание за конечный результат, совместное творчество. Мне как руководителю надо сначала всех привести к общему знаменателю, чтобы все 40 певцов жили теми же эмоциями, что и я, и несли потом это в зал.

Когда в дуэте поем, то все зависит только от нас. Порой говорят, что, несмотря на годы, смотрим друг на друга такими влюбленными глазами! Но ведь иначе нельзя - ты проживаешь то, что заложено в тексте.

- Кстати, жена у вас очень эффектная женщина. Наверняка, и поклонники у нее были. Вы ревновали?

- Сцен таких бурных не было ни с ее, ни с моей стороны. У нас в семье, как со студентами, царит доверие. Когда я вижу, что моей женой восхищаются, наоборот, гордость появляется.

- Расхожее мнение: жизнь артиста - сплошные блеск и праздник...

- Да, бывает, возвращаемся с концерта с цветами, в красивых костюмах, соседи говорят: "Как же вам повезло, каждый день праздник!"

А ты едва ноги тащишь. Помню, мужской хор шахты "Зенковская", которым я руководил, готовился к Всесоюзному смотру "Товарищ песня". Так, добиваясь чистоты исполнения, одну песню мы часов восемь записывали. Когда закончили, один из забойщиков сказал: "Я лучше бы смену под землей отработал, да не одну!" Работа музыканта - тяжелый непрерывный труд. После концерта не заснешь, мысленно пропеваешь все номера, анализируешь, ищешь ошибки. Причем ощущение ответственности с каждым годом все больше. Растет твой профессионализм, ты больше видишь и понимаешь, строже относишься к себе и другим. По молодости все казалось легко.

- Что в таком случае гонит музыканта на сцену?

- В первую очередь, зритель. Живое исполнение вызывает мощный отклик. Кто один раз его почувствовал, отказаться не может - тянет. Я это в детстве понял, во время моего первого больничного концерта, когда женщины заплакали.

- Получается, вы, артисты, энергетические вампиры?

- Наоборот. Сначала я отдаю, а потом, если мое исполнение находит отклик у слушателей, то уже их эмоции, слезы, радость заряжают тебя. Сколько отдашь, столько и получишь. Если же душу разбередишь, донесешь красоту песни, то энергия возвращается сторицей.

- А есть ли будущее у классической музыки?

- За ней только и будущее. Эта музыка "просеяна" веками, а песни-однодневки отзвучали и забылись. Возрождение лучших традиций впереди. Ведь все развивается по спирали. Всегда параллельно существовали церковная музыка и светская, популярная и классическая. В разное время перевес был то в одну сторону, то в другую. Обидно, конечно, что сегодня царит попса. Но это пройдет. После недавнего концерта, а был полный зал слушателей разного возраста, подошла молодая женщина, поблагодарила, поинтересовалась, когда будет очередной вечер романса или классической музыки. Люди соскучились по живому звуку и красоте.

- Так вы, Геннадий Ефимович, оптимист?

- Однозначно!

Беседовала Ирина Смирнова


Выпуск №:  12-2012 (21.03.2012)

Возврат к списку