К милому Северу
Итак, продолжим о совпадениях. Да вот хотя бы взять подготовку к поездке! Любое путешествие в XXI веке начинается даже не с покупки билетов, а с ныряния в Интернет, где я отыскала городскую газету "Вечерний Северодвинск" и среди более ста имён и фамилий её сотрудников выбрала заместителя главного редактора Елену Садову. Может, оттого, что тёзка, не знаю, но попадание было в десятку: Елена в Северодвинске с 2001 года, а до этого благополучно проживала в Новокузнецке. То есть ещё и землячкой оказалась. Кстати, наши газеты родились в один день - 14 марта.
Зажравшиеся хвостатые
Городская "толстушка" - далеко не единственный проект издательского дома "Северная неделя". Помимо собственно газеты по всей России читатели покупают полюбившиеся "Травинку", "Зимнюю вишню", "Мужские секреты" и ещё более двух десятков практичных изданий, названия которых говорят сами за себя.
- Когда впервые попала сюда, - рассказывает коллега, ставшая в этот день добровольным гидом, историю своего великого переселения, - просто влюбилась в этот северный город. А поскольку человек я с авантюрным складом характера, переезд стал делом времени.
Она, как и английский посол в XV веке, знакомство начала с Ягры: море, дюны, сосны. Местные жители считают остров с его набережной знаковым местом, где всенепременно следует побывать каждому приезжему.
Мы собирались кормить белочек, что прописались без всяких там бюрократических проволочек среди сосен прибрежных дюн (совсем как на нашей аллее Героев), но в этот день почему-то ни одной не встретили. Видно, белки уже отобедали - кормушки-то на каждом шагу. Люди зверьков так разбаловали, что они, говорят, от любого угощения, кроме грецких орехов, глазки-бусинки отворачивают.
Набережная хранит следы прошлогоднего ноябрьского шторма, когда вода поднялась до жилых многоэтажек. Обошлось без трагедий, но восстановление потребует немало времени и средств. Кому интересно, на You Tube есть масса роликов, даже с наложением классической музыки.
Чистый вольный морской воздух располагает любителей здорового образа жизни приезжать сюда, чтобы покататься зимой на лыжах, летом на велосипедах. На Ягринской набережной много памятных мест. Последнее появилось в 2000-м. На чёрном гранитном челе памятника выбиты слова: "Этот скорбный камень установлен в честь экипажа атомного подводного ракетного крейсера "Курск". Каждый год 12 августа здесь поминают экипаж, ставший заложником океанской пучины. В команде крейсера было двое северодвинцев.
В отпуск - в Арктику
В "Вечёрке" выходит газета в газете - "Корабельная сторона". С её редактором Олегом Химанычем я предварительно тоже познакомилась по Интернету. По образованию он - историк, а став журналистом, выбрал морскую специализацию.
- Но и внутри этой темы пришлось ужаться, - говорит Олег Борисович. - Это же целый космос!
"Ужался" он до Полярного круга, так что специализация совершенно случайно случилась "арктическая". Просто однажды, лет двадцать назад, когда до конца отпуска оставалось полторы недели, решил он выйти в море на каком-нибудь плотоводе за впечатлениями и материалом. А в архангельском порту "Бакарица" его записали пассажиром на сухогруз до Амдермы. Путешествие вместо запланированной десятидневки растянулось почти на месяц - Арктика показала свой норов, и его, тогда ещё корреспондента "Северного рабочего", чуть было не уволили за прогулы. Но всё обошлось, в порту дали справку, а вот Арктикой он заболел на всю оставшуюся жизнь и каждый год проводит свой отпуск за шестьдесят шестой широтой.
- Поражает величие стихии. Какой там человек - покоритель? Мы ничтожны по сравнению с океаном, а он может быть к нам либо снисходительным, либо нет, - убеждён Олег Борисович.
Он автор не только газетных статей, но и нескольких книг на морскую тематику. Как историк уважает точность и достоверность печатного слова, и за это имя его имеет вес среди читателей и специалистов.
- Олег Борисович, - спрашиваю своего собеседника, - сколько бы книг о жизни полярных экспедиций ни читала, во всех присутствует здоровый, умный, мужской юмор. Ему в тех широтах климат?
- Вы знаете, - говорит он, - там отношения между людьми несколько иные, чем на материке. Доброжелательнее, без позы, вранья. Братские, что ли. Ну и без юмора, конечно же, никуда.
С этими словами он достаёт и вручает мне одну из своих книг, где как раз собраны короткие смешные истории, как он их назвал - бывальщины. Жаль, не догадалась попросить автограф. Подход историка ощущается и здесь: у каждой зарисовки указаны автор, место и время. Не могу удержаться, чтобы не привести парочку.
Бывальщины от Химаныча
Истории от создателя нескольких поколений подводных ракетоносцев, генерального конструктора Сергея Ковалёва:
Я находился в турбинном отсеке, рядом два матроса. Все мы в робах. Командир по трансляции объявляет: "Сегодня нашему главному конструктору исполнилось 40 лет. Давайте его поздравим". Один матрос другому: "Во чёрт, какой старый, а ещё работает!"
Вредное пристрастие
Спирт, именуемый "шило", на флоте и на заводе заслуживает отдельного повествования... Без спирта и войну не начать, так как без него очищать пирс от снега для погрузки торпед никто не будет... Сохранность запасов спирта была главной проблемой. Наивный командир БЧ-4 вылил спирт в таз и прилюдно помыл в нём ноги, после чего перелил обратно в канистру и спокойно уснул. Наутро канистра была пуста.
У вас шишечка не стоит
Как-то в Северодвинске поздно ночью я с представителями "Электросилы" выезжал с завода. Молоденькая охранница вошла в наш микроавтобус, а старшая её инструктирует:
- Ты гляди, у кого пропуска розовые, так на задах чтоб были штампики.
** *
Там же, в Северодвинске, мы однажды сопровождали в эллинг, где строили наши лодки, замминистра Деревянко. Мы в цех пошли, а охранница его не пускает. Он ей:
- Это ещё почему?
- А у вас шишечка не стоит.
- А ты откуда знаешь?
Для прохода в цех в пропуске должен был стоять штамп в виде еловой шишки...
Елена Баева Фото автора
Выпуск №: 17-2012 (25.04.2012)