К милому Северу
Продолжение. Начало в №16, 17, 18
По дороге в Северодвинск на станции Буй в Костромской области удивила каменная церковь рядом со зданием железнодорожного вокзала.
- Это у вас действующий храм? - поинтересовалась я у местной жительницы.
- Да, там как раз сейчас служба идёт, - ответила она.
Несколько непривычное соседство. Нет, новоделов нынче много - на шахтах часовенки освящают, и это не редкость. А вот чтобы старинная церковь в столь необычном месте...
Панорамные фотографии северодвинского градообразующего предприятия - «Севмашзавода» поражают не только масштабами (на 300 га можно разместить 130 Красных площадей столицы), но и разноцветьем куполов Свято-Никольского храма, расположенного прямо на территории режимного предприятия. Церковь действующая, здесь проходят богослужения, но только для работников. Причём батюшка входит в штатное расписание «Севмаша», ведь вход на территорию для посторонних закрыт.
Накануне в город, а точнее на завод, прибыл целый журналистский пул с центральных телеканалов. В пресс-службе сказали: «Будет экскурсия, всех проведём, всё покажем». «Вот это я вовремя», - подумала про себя и сглазила: дальше музея никого не пустили.
Без шума и пыли
- Главное в подлодке что? - задаёт риторический вопрос посетителям музея, а это, наряду с журналистами, работники самого предприятия, гид и сам отвечает: - Скрытность.
В самом деле, иначе зачем в морские пучины погружаться.
Какие требования к вибро-акустике предъявляют кораблестроители, прокопьевские машиностроители знают очень хорошо - наш город не одно десятилетие производит спецтехнику для Военно-морского флота. Ни одна подлодка не может выйти в море без запчастей от прокопчан - машин постоянного тока и преобразователей, которые используются в системах жизнеобеспечения субмарин: вентилировании и кондиционировании воздуха, подаче кислорода для дыхания, поддержания комфортной температуры, опреснения воды. Без прокопьевских насосов субмарина не погрузится на заданную глубину и не всплывёт на поверхность. Навигация, точность наводки - эти важнейшие показатели морского щита Родины тоже в определенной мере зависят от профессионализма прокопьевских машиностроителей.
После провала 90-х, когда военные моряки делали заказы только на ремонт уже существующего подвода, с середины нулевых в этом сотрудничестве вновь наметился подъём. А в ноябре 2011-го в присутствии председателя правительства Владимира Путина был подписан пакет контрактов по гособоронзаказу на беспрецедентную для последних лет сумму. Корабелы получили гарантированную работу на десятилетия.
Три Исаакия
«Севмаш» - предприятие действительно уникальное. Здесь, например, расположен самый крупный в Европе эллинг - крытый ангар для кораблей. О его точных размерах не принято говорить (хотя в Интернете и размеры, и фото со спутника найти не проблема), поэтому обходятся зримым сравнением: в 55-м цехе можно вольготно разместить три Исаакия. Проект стройки - структура заводской территории, порядок расположения цехов, заложенные возможности расширения и достройки без увеличения общей площади - содержал мощный импульс развития «Севмаша».
Во время войны порт принимал караваны судов союзников. Сюда в июле 1942 года для ремонта прибыл танкер «Азербайджан», один из участников печально известного каравана «PQ-17». Кстати, автор одноимённого романа Валентин Пикуль в пятом классе учился в шестой северодвинской (тогда молотовской) школе.
В сентябре 41-го на завод №402 (будущий «Севмаш») для завершения постройки из Ленинграда по Беломоро-Балтийскому каналу прибыла подлодка Л-20. Через год она вошла в строй на главной базе Северного флота, в городе Полярном, и использовалась как минный заградитель у норвежского побережья, занятого противником.
Елена Баева Фото предоставлены пресс-службами ОАО «ПО «Севмаш» и администрации города
Окончание в следующем номере
Выпуск №: 19-2012 (09.05.2012)