Безопасности много не бывает
Так считает начальник Прокопьевского линейного отделения полиции (ЛОП) Антон Конотопцев. А случай, который привёл меня в его кабинет, не из радостных: весной в доме одной знакомой мне семьи вдруг раздался телефонный звонок: дочь позвонила из поезда по дороге домой и неожиданно, коротко бросив в трубку: "Я вас так подвела", отключилась, оставив родственников в полном недоумении. Где она? Что с ней?
Попытки дозвониться ни к чему не привели: в ответ родные слышали лишь "Абонент недоступен". Оказалось, девушка сошла на какой-то станции (они с трудом отыскали её на карте, где-то за Уралом). Зачем? В ответ опять что-то бессвязное: то ли выпила что-то, то ли покурила, а может что-то с головой неладно?
С большим трудом родители выяснили, в каком городке "застряла" их двадцатилетняя дочка, и помчались на почту отправлять деньги на билет домой. Она снова сел в поезд, но через сутки позвонила уже из другого городка. Тогда родственники набрали номер Конотопцева. По спецсвязи РЖД Антон Леонидович связался с коллегами, и те, разыскав девушку в незнакомом городе, определили её в комнату отдыха на вокзале и приглядывали до тех пор, пока не приехали родители: отправлять её снова одну было небезопасно.
С началом лета большинство из нас побывает в роли пассажира. Отправляясь в путь, человек попадает в непривычную для себя среду, иногда рискуя в ней потеряться, а то и вовсе попасть в ситуацию посерьёзнее.
После взрыва в Московском метро в марте 2010 года был подписал президентский указ "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте". Согласно разработанной на его основании комплексной программе, объекты всех видов наземного, водного и воздушного транспорта были оценены и ранжированы с точки зрения уязвимости. Понятно, что вокзалы Северного Кавказа или обеих столиц нуждаются в более пристальном внимании и защите. Такие объекты оснащаются в первую очередь более дорогими системами.
Значительную часть из 46 миллиардов, выделенных до окончания программы в 2013 году, предполагается потратить на финансирование научно-исследовательских работ - от разработки до внедрения. Ставка делается, прежде всего, на системы видеонаблюдения, причём так называемые интеллектуальные, которые без участия человека обнаруживают и идентифицируют объект, попавший в их поле зрения. Человек, следящий за картинкой с камер на экране монитора, устаёт, теряет внимание, а в темноте так и вовсе не видит. А техника, запрограммированная на то, что стоянка на мосту или в тоннеле запрещена, обязательно среагирует на посторонний объект в поле своего зрения в любое время суток.
Спецтехникой оснащаются и наши вокзалы. Например, те же рамки металлоискателей, которые поставили на входе в ноябре прошлого года.
- Пассажиры восприняли их довольно лояльно, - говорит начальник ЛОП. - Никаких нареканий или недовольства не было.
Группы сопровождения патрулируют вокзал, перрон, и в пути обход вагонов людьми в форме давно стал делом привычным.
- Все эти меры работают в целом на безопасность пассажиров, - продолжает Антон Леонидович. - Злоумышленник уже задумается: стоит ли лезть на рожон. А любую беду, как известно, дешевле и проще предупредить.
А когда всё хорошо, опасным для самого себя может стать сам пассажир, как в нашей истории. И никакая техника не поможет.
- Что можно посоветовать? - комментирует мой собеседник. - Важно помнить, что ты сел в поезд, чтобы доехать из пункта "А" в пункт "Б". Значит, нельзя отвлекаться на сомнительные знакомства, пить с малоизвестными попутчиками. Все эти правила набили оскомину, но их соблюдение - самая верная страховка от неприятностей или трагедий.
Елена Баева
Выпуск №: 23-2012 (06.06.2012)