Рейтинг@Mail.ru
Рахмат, Нижнекамск

Рахмат, Нижнекамск

Наш медиа-проект продолжает путешествие в Татарстан, в город, где делают «обувь» для «КамАЗов». Центр нефтехимической промышленности России встретил летней грозой. «Дождь, конечно, к удаче, но зонтик бы не помешал», - грустно размышляла я, глядя, как потоки воды текут по асфальту. Но когда автобус добрался до вокзала, ливень прекратился, выглянуло жаркое солнце, и город на Каме предстал во всей красе: компактный, уютный, утопающий в зелени и цветах.

Богов сильней

Люди постарше наверняка помнят песню Александры Пахмутовой и Николая Добронравова в исполнении легендарного мистера Трулоло Эдуарда Хиля «Смелость строит города». Это о нем, о Нижнекамске. Вернее, о людях, которые буквально с чистого листа возводили новые города. 8 мая 1958 года Совет Министров СССР принял Постановление «О списке строек, вновь начинаемых проектированием в 1958 году». В нем был и крупнейший в Европе нефтехимический комплекс по производству пластмасс, синтетических каучуков, а также другого углеводородного сырья для дальнейшей химической переработки. Если уж действовать с таким размахом, то по необычному проекту.

- Как обычно строили? Сначала станки, потом люди, - рассказывает бессменный с 1977 года главный архитектор Нижнекамского муниципального округа Фирдавис Ханов. - Здесь принцип остался прежним, а вот подход был другой. Промышленная зона - на горе. От жилых кварталов ее отделяют почти 9 километров зеленых насаждений: вишня, облепиха, яблони. Роза ветров учтена так, что даже при аварийных или нештатных ситуациях вредные выбросы не доходят до города, а улицы максимально проветриваются. Плюс природный фактор - нетронутый лесной массив Корабельная Роща. При проектировании города взяли за основу идеологию совмещения его центральной части с парковой зоной, как во Франции. Система микрорайонная: в каждом - школа, детский сад, магазины, аптеки.

Кстати, разработанный в 1959 году коллективом Государственного ордена Трудового Красного Знамени института проектирования городов генеральный план Нижнекамска на расчётную численность 170 тысяч человек удостоен Золотой медали ВДНХ СССР на Всесоюзном смотре-конкурсе проектов новых городов.

25 декабря 1960 года в район села Афанасово прибыл первый санно-тракторный поезд с энтузиастами, и развернулась грандиозная стройка энергетического блока и химкомбината, объявленная Всесоюзной ударной комсомольской. Так что возводили Нижнекамск буквально всем миром. О чем свидетельствуют его жители.

- Вы не подскажете, как найти ближайший банкомат? - слегка заплутав на незнакомых улицах, обратилась я к случайной прохожей.

- Конечно, как раз туда иду, - приветливо ответила та. По дороге выяснилось, что Эльвира родом из Таджикистана. Вместе с мужем они, выпускники мединститута, приехали строить новый город да так и остались здесь, возвращая здоровье нескольким поколениям нижнекамцев.

А причем же здесь песня, поинтересуется любознательный читатель. Темпы и созидательный размах: в апреле 1964-го заложен фундамент первого жилого многоквартирного дома, а уже через два года население города достигло 30 тысяч человек - и вдохновили композитора А. Пахмутову и поэта Н. Добронравова на песню о творцах новых городов «Смелость строит  города».

Автоцарство или авторабство?

Между прочим, Прокопьевск и Нижнекамск празднуют День города практически одновременно. Хотя у нас он «плавающий» и отмечается в последнее воскресенье месяца, а у младшего «братишки» (в прошлом году Нижнекамск отметил 45-летие) фиксированный - 30 августа.

Роднит нас и то, что Тырган тоже строился по спецпроекту, который был разработан под руководством известного советского архитектора, одного из авторов плана реконструкции Москвы Ивана Жолтовского. Его имя носит одна из улиц Прокопьевска.

Вероятно, и проблемы у нас схожи.

- Первый раз я приехал в Нижнекамск зимой. Добираться пришлось трамваем. Еду и не могу понять: за окном метель, вокруг чистое поле, а вагон куда-то поворачивает. Зачем? - вспоминает Фирдавис Ханов. - Оказалось, рельсы были проложены по улицам еще непостроенного города. Позже рядом с ними выросли дома и административные здания, объекты соцкультбыта. Продуманность и точность генплана поразительная.

Однако время вносит коррективы в любые задумки человека. Сегодня бич  Нижнекамска - парковки. Конечно, в 60-70-е годы трудно было представить, что автомобиль из предмета роскоши превратится в вещь обыденную. Упор был на развитие общественного транспорта. Комфортабельный речной вокзал на Каме, удобный - автобусный, лучший в Поволжье - железнодорожный... Теперь они маловостребованы и слишком велики для того количества пассажиров, которые ими пользуются. Конечно, гораздо удобнее на личной машине за пару часов добраться до ближайшей крупной станции Агрыз, где проходят скорые поезда основных направлений, чем сначала почти целую ночь трястись в вагоне до того же Агрыза, а потом еще 6 часов ждать стыковочного рейса. В лихие 90-е угасло и речное пароходство, несколько веков популярное среди жителей Прикамья. Зато автомобили все вокруг заполонили. Даже широкие улицы уже не справляются с транспортным потоком. Что уж говорить о дворах.

- За рубежом самые распространенные - подземные парковки, - продолжает Фирдавис Гайнедзянович. - У нас же они никак не приживутся, слишком дороги.

В самом деле, зачем платить (а подземный гараж в центре стоит чуть дешевле самой квартиры), когда можно совершенно безвозмездно, то есть даром ставить железную лошадку под окно?! И наплевать на то, что зимой квартиры нижних этажей, если вовремя не закрыть форточки, по утрам превращаются в газовые камеры. А в любое время года и суток жители то и дело нервно вздрагивают от завывающей на все лады сигнализации. Но и запретить парковки во дворах, не предлагая приемлемой альтернативы, проблематично.

Ирина Смирнова

Продолжение следует

 


Выпуск №:  24-2012 (13.06.2012)

Возврат к списку