Сам обманываться рад
Уважаемая редакция! Хочу через вашу газету поделиться своим горьким опытом по использованию рекламы департамента жилищной политики "Окна для пенсионеров", без банка, без процентов, со скидкой 50% для пенсионеров и рассрочкой на 12 месяцев. Поверив в благие намерения рекламодателя, мы без ознакомления с содержанием договора подписали его. По срокам нам была обещана середина апреля. Когда этот срок прошёл, а до фирмы "Строй-групп" мы дозвониться не смогли, заглянули в договор. И тут открыли такие условия, что стало не по себе: исполнитель не изготовит окна, пока заказчик не оплатит 100% их стоимости. Вот такая социальная программа по замене ветхих окон!
Т.С. Сорокина
Так и хочется вспомнить классическое: "Уж сколько раз твердили миру...". В самом деле, подобные ситуации наши читатели описывают в письмах в редакцию с завидным постоянством. Клиенты ленятся читать договоры и подписывают их не глядя, а между тем таким образом подписаться можно на что угодно. Подарить свою квартиру фирме, к примеру.
Работа в редакции всё-таки положительно влияет на потребительское поведение. Когда я выбирала фирму для замены окон, приходила и просила вначале дать почитать типовой договор. В первой же конторе пришла в ужас: фирма обязуется от моего имени заказать в Новосибирске окна по моему размеру и доставить их. На монтаж - отдельный договор. Если позднее клиента что-то не устроит в качестве окон, то, пожалуйста, он может обратиться к изготовителю по адресу... или телефону....Где ж потом я буду эту новосибирскую фирму искать? И какие у меня с ними договорные отношения для предъявления претензий? Никаких!
Документ, который мы подписываем, на юридическом языке называется договором присоединения. То есть вписать или отредактировать в нём какой-то пункт по своему усмотрению мы, заказчики, не можем. Но вполне можем найти достойных исполнителей, которым не зря отдадим немаленькие в общем-то деньги за право жить с герметичными оконными проёмами. Ищут все по-разному. Самый достоверный источник - отзывы соседей или родственников. Что же касается рекламы, то из неё можно почерпнуть разве что адрес, телефон, номер лицензии. Все остальные заманчивые слова очень часто пишут в маркетинговых целях: чтобы привлечь покупателей.
Пенсионеры сейчас, с повышением пенсий, стали целевой аудиторией для продавцов товаров и услуг. Всем известно, что пожилые люди лояльны к власти, и вкупе с волшебным словом "скидка" словосочетание "Губернаторская программа" несуществующего департамента по жилищной политике (достаточно посмотреть на сайте структуру областной администрации) магически действуют на неискушённого потребителя. Пожилой человек думает: уж эти-то не обманут, а в результате обманывается сам.
Подобная жалоба на ту же компанию примерно в то же время поступила на сайт губернатора от беловчанки Светланы Петуховой. Главный специалист новокузнецкого Роспотребнадзора Елена Заболоцкая пояснила по телефону, что они сейчас ведут проверку фирмы "Строй-групп". Но дело движется медленно, поскольку, по словам Елены Константиновны, предприятие зарегистрировано в Оренбурге, и на предупреждение работников Роспотребнадзора руководство новокузнецкого филиала реагирует закрытыми дверьми. Так что когда появятся результаты, специалист сказать не может:
- Новые жалобы, в основном на сроки, всё поступают. Пожилые люди подписывают договоры, которые их дети потом, перечитав, пытаются расторгнуть, но фирма отвечает, что уже понесла убытки и грозит пенёй.
Одним словом, вывод тот же: прежде чем подписать договор, его надо внимательно прочитать.
Елена Баева
В тему
Фирменное безобразие
Заказала я окно и дверь в зал 22 апреля в компании "ТехноСервис". 17 мая никто даже не звонил мне, хотя 11 мая ходила выяснять, почему до сих пор не везут окно. Девушка из офиса по пр. Гагарина, 20 ответила, что окно только пошло в работу. Почему так долго? Потому что у них выходные суббота и воскресенье и "четыре дня вся страна отдыхала". А ведь я отдала аванс 8 тысяч, до 20 мая надо внести очередной платеж. За что? Ведь фирма нарушила срок исполнения заказа (по договору -15 дней). Могу ли я получить скидку за это и право на отсрочку очередного платежа?
Н.С. Зуева, пенсионерка, инвалид второй группы
Отвечает начальник территориального отдела управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Прокопьевске и Прокопьевском районе Валентина КОТЕЛЕВСКАЯ:
- Согласно ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 7.02.1992 г. №2300-1 (далее - Закон), если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги), то потребитель по своему выбору вправе:
? назначить исполнителю новый срок*
? поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов*
? потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги)*
? отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).
? потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги).
Указанные выше требования потребителя не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя (понятно, что майские праздники сюда не относятся - И.С.)
Требование потребителя оформляется в двух экземплярах, один из которых под роспись, с указанием даты вручается исполнителю. В случае отказа исполнителя принять претензию, необходимо ее отправить через почтовое отделение с уведомлением.
Требования об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования. За нарушение сроков, указанных выше, отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 3% цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа.
За помощью можно обратиться в консультационный пункт по защите прав потребителей: ул. Подольская, 19, телефон 69-82-88.
Подготовила Ирина Смирнова
Выпуск №: 24-2012 (13.06.2012)