Город среди вершин
Трамвай с перспективой, или Вопрос времени
Если на вопрос о месте работы усть-катавец ответит, что трудится на заводе, другой покрутит у виска пальцем. Дело в том, что здесь принято отвечать: кем и в каком именно цехе. А то, что на заводе, и так понятно. На градообразующем предприятии, отметившем недавно 250 лет, трудится каждый второй житель Усть-Катава. Туда и поспешила в первый день командировки.
В первую очередь спросила: не изживёт ли себя трамвай в скором будущем? Работники усть-катавского вагоностроительного предприятия уверили: такого не случится!
- Жизнь идёт по определённому сценарию, - объясняет главный инженер предприятия Владимир Гришин, - сомнения такого рода когда-то уже были, но не оправдали себя.
В западных странах уже давно нашли ответ на этот вопрос. Города, которые имели неосторожность когда-то отказаться от трамвайного сообщения, теперь вводят его снова. Аргументы? Во-первых, это экологичный вид транспорта, который не загрязняет окружающую среду. Во-вторых, с его провозной способностью автотранспорт не сравнится. В-третьих, возможность трансформироваться, к примеру, в лёгкий рельсовый транспорт, который сможет перемещаться между городами и выходить на магистральные железные дороги. На западе трамваи делают таким образом, что по комфортности они не уступают автомобилям. Пока это кажется утопией, но заводчане гарантируют: у нас будет именно так, это только вопрос времени.
В связи с предстоящим чемпионатом мира по футболу Международная футбольная федерация выдвинула требования к принимающей стороне: транспортная доступность в городе из любой гостиницы до стадиона должна быть не более сорока минут. Это возможно, если есть легкорельсовый транспорт. База одна - трамвай, которому не страшны пробки. Обеспечивать это могут специальные датчики - при приближении трамвая к перекрёстку на светофоре будет загораться разрешающий сигнал.
Обещаем: будет жарко!
Усть-Катавский завод - самый передовой российский разработчик и изготовитель трамвайных вагонов. Девиз предприятия - от модели к модели улучшать комфорт перевозки пассажиров. Так, в последнем образце внедрены мощная система отопления и климат-контроль. Для сибирских городов это особо актуально. В любой мороз салон трамвая можно прогреть до 16 градусов и поддерживать эту температуру на протяжении всего пути. В кабине водителя может быть ещё жарче - 240. Изготовители позаботились и о безопасности. В новом трамвае установлена автоматизированная система пожаротушения. Датчики регистрируют задымление и передают сигнал водителю. Кроме того, современный трамвай электроэнергии потребляет в два раза меньше за счёт применения систем тягового привода, поэтому ещё и экономичен.
Разработчики трамваев не оставляют без внимания социальные вопросы. В рамках реализации программы "Доступная среда" завод с 2010 года начал выпуск низкопольных трамваев. Участок в центре вагона находится на небольшом расстоянии от рельсов, также есть специальное откидывающееся устройство, по которому даже на инвалидной коляске можно заехать без посторонней помощи. Смонтированы места для парковки с мягкими комфортными спинками, а чтобы люди с ограниченными возможностями чувствовали себя защищёнными, имеются ремни безопасности и прямая связь с водителем.
Путёвку в жизнь получают лучшие
Главное богатство Усть-катавского вагоностроительного завода - конструкторское бюро, справившее полувековой юбилей. Именно здесь "рождаются" новые модели вагонов. Бюро знаменито тем, что единственное в России создаёт трамвай от начала до конца.
- Заявка потребителя попадает в бюро, на её основе специалисты разрабатывают трамвайный вагон, - рассказывает Владимир Гришин. - Затем на свет появляется опытный образец, соответствующий всем техническим требованиям.
Вагон испытывают на все виды нагрузок, с которыми он может столкнуться: заставляют набирать скорость и экстренно тормозить, искусственно утяжеляют, накладывая внутрь железобетонные шпалы, разбирают и собирают на время. По результатам испытаний составляется акт о том, что вагон готов к эксплуатации. Тот, который безукоризненно всё выдержал, получает путёвку в жизнь. Однако в боевой готовности вагон будет лишь тогда, когда накатает положенные часы.
В трудовой книжке Анны Вавиловой написано "водитель-испытатель".
- Что конкретно испытываю, не сказано, - сетует женщина. - Оплошность при заполнении трудовой или же преднамеренная краткость стали поводом для шуток. Родные и знакомые подтрунивают: видимо, испытатель секретного космического корабля или подводной лодки.
Анна Геннадьевна около тридцати лет объезжает Усть-Катав по специальной испытательной линии. В один из рейсов на новом трамвае отправилась и я. Если в родном Прокопьевске езда на трамвае - дело привычное, иногда даже нудное (автобус всё же быстрее), то экскурсия по красивому уральскому городу оказалась сродни путешествию. И зря говорят, что лучше Северный Кавказ, чем Южный Урал, потому что природа на Урале потрясающая. Пока я любовалась пейзажами, водитель не расслаблялась, а следила, чтобы чётко работал тормоз, без задержек и до конца открывались двери.
Больше полувека назад Прокопьевск был полигоном для усть-катавской продукции. Дело в том, что из-за затяжных спусков и подъёмов профиль пути в нашем городе считается сверхтяжёлым, вот и опробовали вагоны на наших прокопьевских горках. Старожилы трамвайного хозяйства помнят, как вагоны обвешивали датчиками, и специальная аппаратура записывала, как проходят испытания.
Прокопчанка Светлана Скобченко, работавшая тогда начальником производственного отдела, рассказала:
- Шла бурная переписка между городами. Мы фиксировали каждую мелочь, записывали все характеристики транспорта и отправляли в Усть-Катав, чтобы нам могли подсказать, как правильно управлять железной махиной. Наши ехали за опытом на Урал, а усть-катавцы - к нам, чтобы на месте устранить изъяны, с которыми мы не могли справиться сами.
В результате такого тесного сотрудничества между жителями кузбасского и уральского городов завязались не только дружеские отношения, но и возникали супружеские союзы.
- Чаще всего случалось так, - вспоминает Светлана Владимировна, - к нам молодые специалисты приезжали холостыми, а в родной город возвращались уже женатыми.
Что ещё кроме трамваев делают на заводе, почему предприятием заинтересовалось Министерство обороны, а также как завод связан с космосом - об этом читайте в следующем номере.
Анастасия УЛАНОВА
Фото автора
Выпуск №: 28-2012 (11.07.2012)