Рейтинг@Mail.ru
Полоса на взлёте гудит бетоном

Полоса на взлёте гудит бетоном

Мы до обидного мало смотрим в небо. Разве что в детстве и романтичной юности нас манит высота. Подъём, парение над землёй - сакральные символы человеческой психики. Всё, что в будущем, для нас имеет направленный вверх вектор.

Прогулки на крыле

Состоявшийся в пятницу авиационный праздник был юбилейным втройне: страна отмечала столетие ВВС, область - канун 70-летия, а предприятие "Аэрокузбасс" - своё 60-летие.

- А мы не улетим? - на всякий случай поинтересовался мальчик лет восьми у своего деда, поднимаясь по трапу Ту-154. Очереди к обеим "Тушкам" не уменьшались до самого окончания праздника. Ещё бы, ведь можно было побывать в святая святых, кабине экипажа, и выйти прогуляться на крыло через аварийный люк. Мальчишки были в восторге: их игрушечные самолётики выросли до реальных размеров!

Для организаторов праздника, закрывших в этот день свою взлётную полосу для взлётов и посадок, праздник был без преувеличения семейным, ведь авиации они служат не одно десятилетие, и за эти годы аэропорт действительно стал их домом.

Николай Чумирин живёт в Спиченкове, в получасе ходьбы от аэродрома.

- Тянет сюда, - признаётся бывший авиатехник, отработавший на перроне двадцать лет. - Коллектив у нас хороший.

В авиапредприятие Николай Иванович поступил сразу после увольнения из армии, где служил воздушным стрелком-радистом на бомбардировщике. Сейчас в аэропорту работает младший из троих его сыновей. За плечами ветерана полсотни прыжков с парашютом.

Жест имеет значение

Собираясь вместе, лётчики держатся несколько поодаль друг от друга совсем не случайно: для разговора им мало слов, требуется жест, и в полёт уходят руки. Даже без формы сразу понятно: воздушные асы говорят о работе.

- Вы только из меня героя не делайте, - сразу предупреждает Анатолий Шелег.

По профессии он горняк, до армии трудился на "Ноградской". А в 1983-м призвали на срочную в Афганистан. В "учебке" переучили парней с "ЗиЛов" на "КамАЗы", и два с половиной года прокопьевский шахтёр обеспечивал аэродромы Шинданд и Кандагар боеприпасами.

- Главная задача наша была: доехать живыми и груз доставить. В пути - по четыре-пять дней по горным дорогам. "Наливников" (цистерны с ГСМ - Авт.), правда, долбали сильнее, но и нам тоже доставалось.

По мнению Анатолия Арсеньевича, к авиации он имеет опосредованное отношение. Скромничает. Ведь каждый, знакомый с технологией подготовки полёта, знает, что аэропорт - это целый город, а перрон и самолёты - лишь видимая его часть, центральная улица, так сказать. А помимо этого есть ещё авиационно-техническая база, где проводится оперативное и периодическое техобслуживание воздушных судов. Бригады службы спецтранспорта чистят аэродром, возят пассажиров по перрону, буксируют самолёты, заправляют их топливом и совершают ещё множество самых разнообразных работ. Служба ГСМ - это не только хранение, но и анализ качества керосина. А помимо этого ещё световая разметка полосы и рулёжек, своя котельная, РСУ и ещё большое количество служб и подразделений, среди которых второстепенных нет.

"Авиалошадь"

В день праздника стало понятно, что человек вовсе не покоритель неба. Это воздушный океан позволяет человеку мирно бороздить свои просторы. С утра накрапывал дождик, но после обеда воздушная стихия вошла в положение своих почти коллег, и к началу праздника прояснилось.

Вспоминали историю зарождения "Аэрокузбасса". Гендиректор предприятия Виктор Белозёров огласил основные средства новорожденного аэродрома: десяток самолётов ПО-2 от геологов, автомобиль "Газ-67", и здание в полсотни квадратных метров лошадь. Численность личного состава - 83 человека. Сегодня здесь восемьсот сотрудников, большинство из них в этот день получили заслуженные областные и городские награды. К трибуне степенно выходили мужчины, умеющие в этой жизни делать что-то лучше других. А директор предприятия Виктор Белозёров из рук главы города Валерия Гаранина получил Золотой знак "Доблесть Прокопьевска". (См. "Диалог" №33 от 15 августа).

Тарифы: всё выше и выше?

Присутствующий на празднике заместитель губернатора Сергей Кузнецов вручил коллективу областную Почётную грамоту. Сергей Николаевич рассказал о будущем авиации в Кузбассе. Это, конечно же, международный статус аэропорта "Спиченково", который уже утверждён.Он позволит ещё шире "открыть" двери на горнолыжные трассы Таштагола для иностранных туристов, а жителям области в - в зарубежье. Не обошёл главный транспортник и вопроса о высоких, по сравнению с Новосибирском, авиатарифах.

- В Новосибирске в день полёты выполняют от восьми до четырнадцати авиакомпаний, - пояснил специалист. - Наша задача привлечь сюда другие авиакомпании. Пока их работают всего две.

Влиять же кемеровские власти могут лишь на пятую часть себестоимости в части аэропортовых расходов, и эти 20 процентов уже снижены. Остальные 80 - прерогатива самого перевозчика. Чтобы прийти к общему знаменателю, в администрации области создана рабочая группа, задача которой - оптимизировать цену на билет.

- Должен сказать, - продолжил Сергей Николаевич, - мы уже добились результата, остановив рост цен. С 1 августа авиакомпании намеревались поднять тариф ещё на 12 процентов.

Молодцы, парни!

А в это время в воздух уже поднялась тройка самолётов Барнаульского аэроклуба. К нам они добирались больше часа и до последнего сомневались: позволит ли погода показать своё мастерство. Руководитель Николай Радостев, тоже, кстати, прокопчанин в прошлом, а ныне - полковник запаса, с земли по рации отдавал команды пилотам. Один из Як-52 пилотировал его сын Роман. На фоне кучевых облаков самолёты казались хрупкими, но когда стали выделывать фигуры высшего пилотажа, зрители поняли: мал золотник, да дорог. "Яки" то взмывали вверх, то скользили на крыле, переворачивались, будто устав, "на спинку", подставляя стальное брюшко солнечным лучам. То вдруг уходили в штопор или крутились, как бабочки, ложились навзничь и даже на несколько секунд заглушали двигатель. Но когда самолёты пролетали прямо над головой, было слышно, как натужно работают двигатели.Фигуры высшего пилотажа носят имена русских летчиков и имеют правильные названия - "бочка", "штопор", "петля".

- Самая сложная фигура? - на секунду задумавшись, ответил Николай Устинович. - Она называется "абракадабра".

Под занавес один из пилотов нарисовал в воздухе знак бесконечности ("радикальная восьмёрка") - как символ безграничности пятого океана, манящего, как мечта.

Елена Баева

Фото Владимира Кольцова


Выпуск №:  34-2012 (22.08.2012)

Возврат к списку