Выпускники по ГОСТу
Опросив два десятка родителей школьников, убедилась, что словосочетание "реформа образования" для них понятие довольно расплывчатое. В лучшем случае, сравнив "Вот в наше время" с теперешним, поворчат по-стариковски (независимо от возраста). Но ворчат больше на детей, которым "Ничего не надо" и которые "Ишь, моду взяли".
Креативное победило совковое?
А вот педагоги, напротив, в поколении, которое модно называть креативным, видят конец "совка" в худшем его понимании. Современные школьники свободнее, настырнее, прагматичнее своих родителей. Время такое. Для них, делателей XXI века, и образование требуется иное - более гибкое, интерактивное, постоянное.
Как прозвучало недавно в интервью с заместителем председателя правительства РФ Ольгой Голодец на одном из центральных каналов, отечественная начальная школа, согласно международным исследованиям, в первой тройке наряду с Китаем и Сингапуром, а с четвёртого класса опускается в рейтинге до четвёртого десятка. Здесь, как подчеркнула Ольга Юрьевна, во главе угла мотивация ученика, его интерес к учёбе, который необходимо поддерживать на протяжении всех школьных лет, от "началки" до выпускного класса.
Кадры решают
С федеральным чиновником соглашается директор 32-й школы с углублённым изучением предметов Ирина Колодчикова. На прошедшем в прошлый вторник традиционном городском августовском педсовете звучали цифры, показатели работы и достижения прокопьевского образования. Номера некоторых учебных заведений - чаще других. В 32-й, например, за пять лет воспитали треть всех городских стобалльников - семерых. В чём секрет? Директор видит его, прежде всего, в кадрах.
- Оборудование, даже самое современное, - говорит Ирина Александровна, - это всё-таки инструмент. А кадры, как и прежде, решают всё.
С этого года с помощью дистанционных технологий свой богатый кадровый потенциал 32-я распространит на школяров других средних учебных заведений города.
Дистанции сокращаются
Информационное обеспечение выделено сегодня в отдельную задачу: дистанционное образование для нашей большой страны весьма актуально. Высокоскоростной Интернет есть пока что в менее трети российских школ. А это - и дистанционные уроки, и новое профессиональное сообщество предметников, и онлайн-конференции.
На базе трёх прокопьевских учебных заведений: 32-й, 45-й и 71-й с нового учебного года стартует обучение с применением дистанционных информационных технологий. За каждой из трёх базовых школ закреплено по пять учебных заведений, на которые можно транслировать уроки в режиме реального времени. В общей сложности новой формой будет охвачено девятнадцать городских школ.
Так интереснее
В День знаний в 32-й открылись два именных класса. Этому проекту в городе восемь лет. Число современных школьных кабинетов уже подобралось к сотне. Учителя, которые ведут уроки с помощью современных интерактивных досок, в один голос утверждают: успеваемость детей резко возрастает. Почему? Ответ очевиден: им интереснее учиться. Мотивация? Безусловно.
Материальное поощрение отличникам, которое выплачивают и город, и область, возможность поступить на бюджет, получить образование в престижном вузе - тоже мотивация к успешной учёбе в течение одиннадцати школьных лет.
Зри в профиль
В десяти школах кабинеты начальных классов оснащены оборудованием по программе модернизации общего образования на сумму более 18 млн. рублей. 2100 детей или плюс сто к 2011 г. - число первоклашек в новом учебном году. Они, как и их предшественники, будут получать знания по новому образовательному стандарту, введённому Минобрнауки в 2010-м. По сути гост - это социальный заказ государства системе образования на гражданина с определённым набором качеств. Для "началки" - это патриотичность, любознательность, самостоятельность, очень актуальная нынче доброжелательность.
С 2012 года вводится подобный ГОСТ для основной школы. Апробацию в нашем городе он будет проходить на базе 57-го лицея. В 2013-м в практику войдёт последний документ этой серии - для старшеклассников. В 10 - 11 классах нагрузка очень большая. "И зачем мне эта физика?" - недоумевает будущий врач. "На кой ляд мне сдалась биология?" - вопрошает старшеклассница, грезящая о сцене. Профильное обучение снимает с повестки дня сакраментальные вопросы школяров.
Ограничение количества предметов, говорят составители стандартов, - общемировая практика. Ведь нельзя объять необъятное: слишком велик поток информации, он заставляет правильно расставлять приоритеты. Самые востребованные сегодня профессии на рынке труда - те, о которых мы даже не слышали в начале нулевых. И нашим детям в 20-30 годах XXI века предстоит овладеть теми сферами деятельности, о которых мы ещё, возможно, даже не догадываемся. А для этого они должны уметь постоянно учиться.
Олимпийское движение
Поддержка талантливых детей - тоже часть мотивационной программы. Почти три тысячи учащихся седьмых - одиннадцатых классов приняли участие в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников. Число желающих растёт год от года. За три последних года 44 прокопчанина стали победителями и призёрами регионального этапа. Четверть из них учится в 14-й школе.
В этом учебном заведении разработана своя программа по работе с одарёнными детьми. В начальной школе её задача - найти потенциальных победителей. На это нацелены родители, классные руководители, психологи и проводимый в школе интеллектуальный марафон, в котором участвуют все со 2-го по 11-й классы. Здесь стараются представить своих учеников на каждой (из 21-го предмета) олимпиаде. Детям такой состязательный подход очень нравится, они готовы пробовать свои силы сразу в нескольких областях знаний. Отсюда и охват с перевыполнением: в прошедшем учебном году из почти 1100 школяров 1200 участников!
Выпуск №: 36-2012 (05.09.2012)