Рейтинг@Mail.ru
Если вера и любовь вместе

Если вера и любовь вместе

Мужчина в общеобразовательной школе - явление нечастое. Если и встретишь представителей сильной половины человечества, то чаще в спортзале или на уроках технологии и ОБЖ. Мужчина, объясняющий правила орфографии и пунктуации или размышляющий о художественной идее "Преступления и наказания", - редкость. Но и такое случается. Что читают современные дети, зачем быть грамотным - разговор об этом с почетным работником общего образования, учителем русского языка и литературы 32-й школы Виктором Цангом. Среди его воспитанников два золотых медалиста, три серебряных и одна "стобалльница" по литературе.

- Виктор Иванович, почему связали жизнь с преподавательской деятельностью?

- Думаю, в жизни каждого педагога был учитель с большой буквы, который привил любовь к предмету и повлиял на выбор профессии. В моей жизни это преподаватель русского языка и литературы Владимир Яшин. Кстати, за 36 лет преподавательской деятельности и у меня тоже есть ученики, ставшие учителями, чем я очень горжусь.

- Так уж повелось, что в арсенале русского мужчины крепкие словечки не редкость. В повседневной жизни немногие стараются говорить правильно, грамотно, красиво...

- По тому, как говорит человек, что говорит, можно многое понять о внутреннем мире, характере, интеллекте. Иногда даже не требуется задавать лишних вопросов, чтобы определить, где живёт собеседник, чем занимается и кто его друзья. По словам, которыми он выражает свои мысли, становится ясно, образован или нет, что читает, какие фильмы смотрит. И в этом смысле неважно, кто твой собеседник- мужчина или женщина. В заявлении о приёме на работу, а его когда-нибудь пишет каждый, всего пятнадцать слов. Однако работодателю зачастую и этого достаточно, чтобы понять, с кем он имеет дело.

- В наш скоростной век каждому хочется сделать как можно больше. Времени на "остановки" для отдыха, обдумывание каких-то поступков, явлений не всегда хватает. Чтобы успеть сделать всё намеченное, приходится экономить, в том числе на языке. Яркий тому пример - речь "интернетная" и "телефонная". Вроде бы и русский язык, но неподготовленный читатель вряд ли разберётся в сокращённых словах и междометиях.

- Мне как филологу жаль, когда слова коверкают и сокращают до неузнаваемости. Дело в том, что слова - не пустые звуки, за ними стоят мысли, поступки, уважительное или не очень отношение к тому, с кем общаешься. И если человек позволяет себе нечистоплотность и небрежность в речи, письменной или устной, скорее всего, так же проявит себя и в жизни. Чтобы мои воспитанники не злоупотребляли словами, не красящими их речь, стараюсь обратить их внимание на этимологию слова: "прикольно" от слова "укол", "клёво" - значит где-то хороший клёв и т.д. Задумавшись, многие перестают использовать такие словечки в своей речи.

- Урок не всегда проходит так, как задумал учитель, особенно урок литературы, построенный на живом общении, обсуждении различных сюжетов, героев. Как вы преодолеваете "омуты и мели"?

- Дети - народ, действительно, непредсказуемый, от них всегда можно ждать сюрпризов. Но в этом и состоит очарование профессии учителя, разнообразной и интересной. В первые годы работы случались казусы, когда я мог растеряться от "выброшенного" из класса слова. Даже специально готовился держать удар на уроке. Пока не понял: не нужно сопротивляться, наступать или наоборот защищаться, надо просто быть вместе с учениками, любить их, понимать, доверять, сочувствовать, а не противопоставлять им себя. Современных школьников недаром называют реактивными. Им недостаточно быть зрителями или слушателями, потому что сейчас такое обилие информации, которую они могут получить самостоятельно из книг, телевидения, Интернета. Дети хотят быть участниками образовательного процесса. Я предоставляю такую возможность. Поэтому, к примеру, урок по литературе часто проходит в форме дискуссии, где каждое мнение имеет право быть.

- Изменения в школьной программе неизбежны, однако такие классические произведения, как "Война и мир", "Отцы и дети", "На дне", по-прежнему в числе обязательных. Изменилось ли отношение детей к проблемах и главным героям, о которых заставляют задуматься авторы?

- Недавно пришёл к выводу, что интерес современных детей к проблемам добра и зла, веры, любви, возрастает. Школьникам хочется рассуждать на эти темы, они нуждаются в таких разговорах. А где это сделать как не на уроке литературы? Анализировал отношение детей к классике и выявил такую закономерность: самые популярные и обсуждаемые - это "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова и "Преступление и наказание" Фёдора Достоевского.

- Виктор Иванович, когда вы начинали работать в школе, инструментарий был невелик: доска, мел, указка. Сегодня вы работаете в современном, недавно отремонтированном кабинете, оснащённом различными техническими средствами, в том числе интерактивной доской. Помогает?

- Спецтехника - огромная помощь в образовательном процессе и для учителя, и для ученика. Она позволяет экономить время на подготовке и проведении срезов, самостоятельных и контрольных работ, на их проверке. В век визуализации и мелькающих картинок удержать внимание детей непросто, поэтому звуковое и зрительное оформление урока - огромный плюс.

Анастасия УЛАНОВА Фото автора


Выпуск №:  40-2012 (03.10.2012)

Возврат к списку