Вот и поговорили
Здравствуйте, редакция газеты "Диалог". Как можно работать психически неуравновешенным людям в общественном транспорте? 22 сентября в 14.00 я села в муниципальный автобус №1 на остановке "Стройуправление". Подошла кондуктор и как толкнёт меня! Я говорю: "Почему толкаетесь?". Она мне в ответ: "Ездите тут со своими сумками! Сейчас вообще вытолкну из автобуса". Я отошла, не стала с ней связываться. Мне, конечно, было очень стыдно и ругаться никак не хотелось. В Тупике я подошла спросить, как её фамилия. Она мне в ответ: "А ваша фамилия?". Да как начала кричать, это ужас! Как же работают такие люди? Я вышла из автобуса, обошла его, чтобы посмотреть номер, и тут меня из автобуса водитель обложил такими матами! Хочу, чтобы их наказали. Нельзя так общаться с людьми.
Лебедева
Кто не сталкивался с подобными ситуациями, тот и не жил. Нам, журналистам, тема эта хорошо знакома. Реакция на бытовое хамство зависит от психологической подготовленности человека. Как ПРАВИЛЬНО вести себя, когда вам хамят, и есть ли она, единственно верная реакция в то время, когда внутри целый букет всевозможных негативных эмоций: беспомощности, обиды, возмущения? За ответом мы обратились в центр психолого-педагогический помощи.
- Надо понимать, что хамство - это один из видов агрессивного поведения, - пояснила директор центра Наталья Буймова. - Реакций же может быть множество. Правильные выбираются в зависимости от ситуации и самим человеком, но вот отвечать хаму той же монетой, по-видимому, не стоит. Иначе - себя не уважать.
К разговору подключились другие специалисты центра: собственный опыт был у каждого. Сошлись во мнении, что порой другого языка оппонент просто не понимает, и бывает эффективно развернуть ситуацию на 180 градусов именно в его стилистике. То есть всё-таки встать с ним на одну доску или, по русской пословице, вышибать клином клин. Можно, наоборот, пожалеть, посочувствовать обидчику. Ведь как должна побить его жизнь, раз так грубит и унижает себе подобного! Реакция совершенно нетипичная: хам готов к ругани и повышенному тону, а в ответ слышит почти отеческие нотки в голосе. Он будет явно озадачен, и нерв взаимного напряжения ослабнет. А если выбрать юмор, иронию - самых мощных соперников не только грубости, но и множества других некрасивых черт человеческого поведения? Так что палитра возможных реакций богатая, если бы не одно "но": в момент, когда ты испытываешь обиду, в тебе бушует множество разных эмоций, хочется только одного - обидеть в ответ да посильнее.
Попытались мы встать и на сторону кондуктора автобуса. Может, её эти пассажиры с сумками, мелькающие каждый день перед глазами, так достали, хоть вой! А сменить работу не получается: или образование не позволяет, или возраст.
- Вы знаете, - говорит Наталья Валентиновна, - в Америке каждый работающий с людьми: полицейский, продавец, врач, кондуктор - в обязательном порядке имеет за плечами курсы психологического ликбеза. Это очень важно.
Действительно, с людьми работать трудно, они, то есть мы с вами, разные, но это же РАБОТА, за которую человек получает деньги. Не можешь - меняй работу. Значит, занимаешь чужое место.
Так что если вас обложили матом на улице - это одно, а услышать то же в свой адрес в транспорте, от, так сказать, должностного лица - совсем другое. И здесь уже необходимо трезво оценить свои ресурсы: время, силы, желание добиваться справедливости. За хамство от тех, кому мы платим за услуги, или человека, нас обслуживающего, который получает зарплату, добиваться наказания надо. Иначе цвести этому явлению в нашем обществе пышным цветом.
- Вы посмотрите, - профессионально, со своей точки зрения "прочли" психологи письмо нашей читательницы, - у неё даже почерк меняется. Сначала ровный, спокойный, а к концу - нажим возрастает, буквы крупные. Она описывает и ещё раз эмоционально переживает ситуацию.
Чтобы научиться достойно решать не только конфликтные ситуации, прокопьевские психологи открывают психологический клуб.
Подготовила Елена Баева
Выпуск №: 41-2012 (10.10.2012)