Универсальных советов быть не может
Все мы понимаем, что главное - это здоровье (особенно когда его теряем). Все мы хотим быть здоровыми (только не всегда готовы напрягаться для этого). А вот что мы знаем о психическом здоровье? Что все болезни от нервов? Что бывают депрессии (чаще у звёзд или бездельников)?
Давно мечтала к Дню психического здоровья (он отмечался 10 октября) сделать материал, что называется, в тему. Но на предложения пообщаться специалисты, ссылаясь на занятость, отвечали отказом, а после того, как одна из них предложила: "Но если вы по личному вопросу, подходите", попытки прекратила от греха подальше.
Евгений Фильков - врач молодой, да ещё в отпуске сейчас пребывает, поэтому время нашёл, за что ему отдельное спасибо. Правда, секреты профессиональные раскрывал дозированно и весьма сдержанно. Но всё равно тема эта, редко звучащая в СМИ, в наше время очень актуальна.
- Евгений Николаевич, считается, что осень - пора депрессий. Всё-таки это болезнь или блажь? Нужно ли бежать к врачу, если у тебя испортилось настроение?
- Депрессия, в обывательском смысле, - это пониженное настроение, которое чем-то обосновано. Если человек с ним может справляться, он же не приходит в больницу. Это состояние в пределах нормы. Но депрессия тяжёлая, когда нарушается обычная жизнедеятельность человека, требует вмешательства специалиста. Однако куда чаще, чем с депрессиями, к нам обращаются пациенты с неврозами, когда больной постоянно пребывает в состоянии непроходящей усталости. Человек, даже отдыхая, не может расслабиться и полноценно восстановиться. Он внутренне напряжён, от этого нарастает переутомление, раздражительность. Виной тому - современный образ жизни горожанина и наследственность. Поэтому число страдающих этим заболеванием постоянно растёт и достигает уже не менее десяти процентов населения.
- А как, с точки зрения вашей науки, следует жить правильно?
- На этот вопрос отвечает статистика. Гораздо меньше неврозов в сёлах и деревнях, где люди живут более естественно, даже не потому, что ближе к земле, а более изолированно от остальных, в своём семейном кругу. А жителю большого города приходится каждый день сталкиваться и в транспорте, и на улице, и в подъезде с сотнями людей, которых он, может быть, и видеть не желает, пребывать в постоянной суете, шуме. Он получает большой объём лишней информации, которую приходится перерабатывать. А если ещё на этом фоне случается личная потеря, беда или продолжительная болезнь, то есть травмируется психика, вот вам и готовый невроз.
- А вы чувствуете сезонность в потоке обращений к вам?
- Если продолжать говорить о неврозах, то это заболевание длительное и лечится годами. Причём, как и любая болезнь, чем раньше начинаешь лечение, тем лучше прогноз. Сменить образ жизни, чтобы избавиться от невротического состояния, готов далеко не каждый. Поэтому пациенты учатся жить с этим диагнозом, как, к примеру, с артритом или кариесом.
- Тяжёлые формы - это, безусловно, уже прерогатива специалистов. Но у вас же есть, как и в других областях медицины, такое понятие, как профилактика? Что делать горожанам, над которыми потенциально висит угроза неврозов и депрессий? Как уберечься?
- В принципе защитные механизмы широко известны. Это хобби или любое занятие, которое позволяет расслабиться: рыбалка, баня, спорт - всё что угодно. Очень важны хорошие отношения внутри семьи. Спорт и физические нагрузки вообще прекрасно снимают стресс. Ведь любая нереализованная эмоция отзывается на здоровье в целом. Движение как раз позволяет отработать эмоцию самым естественным образом. А мы со своими стрессами сидим, не двигаемся, так и наживаем болезни, в том числе и неврозы.
- Интересно, Евгений Николаевич, есть ли профессии с риском приобрести невроз? Интернет говорит, что деятельность, связанная с уходом за больными и пожилыми людьми, приводит к депрессиям.
- Я думаю, это скорее профессии, связанные с ответственностью за людей, производство, какие-то процессы, то есть руководители разных уровней. Врачи тоже в группе риска.
- Что делать человеку, если он чувствует все те симптомы, что вы описали: раздражительность, постоянную усталость?
- Обратиться к психологам за консультацией. У нас как-то это не развито, предпочитаем справляться с проблемами сами. А к нам приходят, когда уж очень плохо и начинаются проблемы в семье и на работе. У человека пониженное настроение и мысли всякие, вплоть до того, что жить не хочется.
- Может, пора уже включить специалистов вашего профиля в карту диспансеризации, тем более, что многие соматические болезни, как известно, от нервов?
- Наш осмотр обязателен, когда человек устраивается на работу или получает права. А неврозы, действительно, влияют на заболевания желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы.
- Какие люди, я имею в виду характер, более подвержены неврозам?
- Наверное, мнительные, тревожные. И наследственный фактор имеет место: кто-то, несмотря на все стрессы и неурядицы, не поддаётся обстоятельствам. По возрасту - это люди за сорок и чаще всего - женщины, причём умственного труда.
- Помогает ли решать проблему на бытовом уровне роскошь человеческого общения? Мне кажется, люди у нас сильно недослушанные. Это и мы, журналисты, чувствуем на себе.
- Да, быть услышанным - это важно. Мы на приёме перво-наперво как раз досконально разбираемся в проблемах пациента.
- А как, по-вашему, наша неулыбчивость - это проявление русской ментальности или отражение статистики неврозов и депрессий? Вот на том же пресловутом Западе есть клубы, где все собираются и начинают хохотать, просто так, через силу, так все и хохочут коллективно.
- Наверное, одна улыбка способна вызвать ответные. Стоит ли улыбаться через силу? Не знаю. Если мысли к улыбкам не располагают, сделать это трудно. А эти коллективные хохотушки просто неестественны и вряд ли полезны.
- То есть универсального совета нет?
- И не может быть. Каждый человек - индивидуальность и требует особого подхода в решении его проблем.
Елена Баева
Выпуск №: 42-2012 (16.10.2012)