Пальма в мешочек
Продолжение. Начало в №41
Израиль - территория спорта
Второй фактор, способствующий долголетию израильтян, - здоровый образ жизни. На набережной и берегу моря то и дело встречаешь мужчин и женщин самых разных возрастов. На ногах кроссовки, в ушах плеер - бегом от инфаркта и прочих болячек. В каждом скверике рядом с детской площадкой - тренажерный зал под открытым небом: "гребля" и "лыжи", гимнастические скамейки и снаряды на все группы мышц. Доступ свободный, занятия бесплатные. Все тренажеры в отличном состоянии и редко пустуют. Самые активные - люди в возрасте. По дороге к морю и обратно мы с подругой, моей бывшей коллегой-журналистом Диной Калитиной, тоже заглядывали сюда минут на пятнадцать косточки поразмять. Так вот, стоило мне покинуть "лыжи", как к ним направился старец лет под сто. Он едва передвигал ноги, но упорно шел к цели. Однако забраться на шаткое сооружение не смог. Сопровождающая его молодая женщина (в Израиле развит институт метапелей, сиделок, ухаживающих за пожилыми) попыталась было отговорить своего подопечного от рискованного мероприятия. Тот лишь отмахнулся. С ее помощью дедушка забрался на тренажер и замер, тихо покачиваясь. Шагать широко, как положено, ему оказалось не под силу. Но стоило видеть счастливое выражение лица, изборожденного глубокими морщинами: я все равно это сделал, я смог, я живу!
Пожилые люди (к этой категории относят тех, кому за 80) стараются двигаться самостоятельно. Вот, опираясь на специальные ходунки с корзиной, бабуля идет в магазин. Следом бодро катит в автоматизированной инвалидной коляске старичок. Улицы, подъезды домов, все общественные здания, магазины оборудованы пандусами, специальными дорожками и туалетами для людей с ограниченными возможностями. Инвалидов (ДЦП, даунов) по государственной программе учат простейшей работе и умению общаться. И отношение здоровых к ним особое. Увидев разносчика газет в специальной куртке, прохожие стараются купить свежую прессу именно у него.
Требуются слесари, токари...
Ну, и третье - стремление работать до глубокой старости. Тут две категории. Первую, обычно, это репатрианты, нужда заставляет. Конечно, система социальных пособий по старости, инвалидности позволяет людям не нищенствовать, а жить пусть скромно, но вполне комфортно. Однако многие мечтают о собственном, а не съемном жилье, а квадратные метры дороги. Так, в Бат-Яме обычная двухкомнатная квартира стоит от 600 шекелей (почти 5 миллионов рублей). Ипотека 2-5%, вроде бы доступна. Однако зарплаты "русских евреев" обычно невелики из-за слабого владения ивритом (древний, искусственно возрожденный язык плохо дается людям в возрасте), поэтому им приходится трудиться до глубокой старости, чтобы расплатиться за жилье.
Справедливости ради надо отметить, что государство выделяет квартиры репатриантам, прожившим в Израиле десять и более лет. Однако и здесь действует принцип "бесплатного сыра в мышеловке" - жилье предоставляется в тех районах, куда люди едут неохотно: приграничной зоне, где частенько гремят выстрелы и взрывы, поселениях, где преимущественно живут арабы, пустыне. Против этого выступают активисты, которые уже не первый месяц проводят акции протеста, разбив в Тель-Авиве палаточный лагерь.
Кстати, в Израиле есть "хрущовки"! Четырех- пятиэтажки, построенные в 50-х годах прошлого века, когда началось массовое переселение евреев из Европы, как и наши, малокомфортны (без кондиционеров, балконов, Интернета и прочих удобств) и, главное, беззащитны перед частыми землетрясениями. У правительства тогда голова болела о том, как дать людям крышу над головой. Зато сегодня приходится решать две проблемы. Во-первых, нехватка земли. Во-вторых, необходимость возводить сейсмо-устойчивые здания. Поэтому частным застройщикам предлагается на месте "хрущовок" строить новое многоэтажное жилье. При этом они обязаны оплатить обитателям старого дома аренду съемных квартир на время строительства, а в новостройке выделить квадратные метры по принципу "+1". Если у вас была однокомнатная квартирка, то дадут двухкомнатную, и т.д.
Но вернемся к работе. Вторая категория трудящихся преклонного возраста - те, кому "скучно сидеть дома".
- И что я буду делать? Водиться с внуками? У нас это не принято. Детьми должны заниматься родители. Мы приезжаем в гости либо приглашаем внуков к себе на выходной, праздники, иногда вместе путешествуем. Но не превращаемся в нянек, - ответила одна из знакомых Дины дам из сабров (так называют коренных израильтян). - И огородов здесь нет. Остается плесневеть в четырех стенах. Лучше уж работать, общаться с коллегами, быть в гуще жизни.
И они работают. По сути дела в свое удовольствие. Потому что график гибкий. И количество рабочих часов строго ограничено в зависимости от возраста и состояния здоровья. Не дай Бог задержаться сверх положенного - профсоюзы бдительно следят за этим. А работодатели выталкивают трудоголиков в шею: отдыхать, отдыхать... В подъезде заметила мужчину лет восьмидесяти в униформе (куртка, шорты, гольфы, бейсболка). Он неторопливо раскладывал по ящикам почту. Такие же аксакалы трудятся охранниками в магазинах и т.д. Рабочие специальности в Израиле не менее востребованы, чем у нас, в России. На одном из бюро по трудо-устройству прочла бегущую по электронному табло надпись (на иврите и чисто русском): "Требуются токари, слесари..."
Лес, который вырастил сам
В первую же прогулку по городу обратила внимание на паутину трубочек, опутывающих газоны, клумбы, змеящихся вокруг каждого дерева и куста. Сначала подумала, что это необычное украшение. В Израиле в цене креатив и дешевизна. Улицы украшают всевозможные композиции вроде разноцветных улыбающихся рыб, выпрыгивающих из земли дельфинов из пластика. Вдоль дорог выложены панно из камней и песка, благо этого материала завались. На развалинах ипподрома в Кейсарии, построенного римлянами, поражает сооружение из труб. Издалека - просто клубок металлолома. Подойдешь поближе - бешено несущаяся колесница. Диву даешься, что столь скупыми средствами переданы динамика, экспрессия, настроение скачек!
Однако оказалось, что трубки на клумбах выполняют свое истинное предназначение: по ним бежит вода. Именно в Стране обетованной, где 60% территории занимает пустыня и вода - большая ценность, изобретена система капельного орошения. Агрономы рассчитали количество воды и время поливки для каждого растения. Компьютерщики заложили данные в программу, которая и контролирует кропотливый, но экономически чрезвычайно выгодный процесс. Система капельного орошения запатентована и пользуется спросом за рубежом.
Израиль вообще старается максимально использовать имеющиеся природные ресурсы. Государство, где пригодных к сельскому хозяйству земель кот наплакал, на 95% обеспечивает себя продуктами питания. Конечно, это требует огромного труда и активного внедрения новых агротехнологий. Так, ближе к Мертвому морю, когда зелень сменяется горами, на которых умудряются расти только какие-то хилые колючки, потянулись плантации финиковых пальм. Правда, выглядели деревья странно - на каждую кисть был надета "авоська"!
- Почти вся роща - это пальмы-девочки. "Парней" всего два-три, - объяснил гид. - Чтобы деревья активно плодоносили, пыльцу с "мальчиков" собирают пылесосом, потом каждую кисть женских особей опыляют и надевают эти мешочки. Между прочим, ухаживают за плантацией всего несколько человек.
Куда бы мы ни ехали, гиды не уставали подчеркивать одну деталь: не только парки и скверы, практически все леса в стране посажены руками человека.
- Даже этот? - недоверчиво переспросила я, когда за окном автобуса замелькали елки, хаотично перемешанные с какими-то лиственными деревьями (пейзаж напоминал наш, кузбасский, когда едешь из Прокопьевска в сторону Междуреченска).
- Да, - подтвердил гид. - Ведь здесь непрерывно шли войны. Строились крепости и города, леса вырубались просто хищнически. В результате многие гектары земли человек превратил в пустыню. Ну, а потом вновь начал озеленять. Сегодня День древонасаждения - в стране общенациональный праздник.
Ирина Смирнова Фото автора
Продолжение следует
Выпуск №: 42-2012 (16.10.2012)