Рейтинг@Mail.ru
Пальма в мешочек

Пальма в мешочек

Продолжение. Начало в №41, 42

Хорошую религию придумали бахаи

В Израиле, 60 процентов территории которого занимает пустыня, а 20 - горы, более 40 национальных парков. Так, "Утопия" - это тропики в центре страны, ботанический сад международного уровня, уникальный мир орхидей. Парк Ротшильда тоже поражает многообразием растительных форм. Но самыми известными и красивейшими считаются Бахайские сады в Хайфе. Как было устоять и не съездить туда на экскурсию?!

Когда оформляла билет, обратила внимание на фразу: "Сбор у каньона". Это еще где? Со школьных времен знаю лишь о Большом Каньоне в США - расщелине в горах, по дну которой бешено несётся вода. Выяснилось, что в Израиле коньон (именно так, через "о") - это любой крупный магазин. В Бат-Яме он так и называется - коньон "Бат-Ям". По утрам возле него собираются целые стада экскурсионных автобусов. Что, в общем-то, логично - наш брат, турист, торговые точки нюхом чует.

Два часа езды - и перед глазами открывается фантастическое зрелище. Роскошные изумрудные террасы, в центре которых под ослепительным солнцем сверкает золотым куполом белоснежный дворец. Гид предупредил, что мы можем и не попасть в сады, которые считаются восьмым чудом света, внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и Книгу Гиннесса как самые протяженные террасные сады на планете (километр в длину, 400 метров в ширину). Ведь это не просто парк, а храмовое сооружение: мавзолей, где покоятся останки одного из двух основоположников религии бахаи Баба. Если коротко, то она возникла в конце XIX века как пан-религия, объединяющая всё лучшее (по мнению бахаи) из всех вероучений мира с единым богом, языком (типа эсперанто), без деления человечества на расы, нации и даже по половому признаку. Но при том, что женщины обладают совершенно такими же правами, как и мужчины, в верховном совете из девятнадцати непогрешимых нет ни одной представительницы прекрасного пола. Суть вероучения - всеобщая любовь и гармония - легла в основу создания садов. Причем "экспозиция" меняется четыре раза в год. Деревья, конечно, никто не выкорчевывает, обновляются клумбы, небольшие композиции в чашах и т.п.

Захлебываясь от восторга, мы приближались ко дворцу. На мраморных плитах перед входом пришлось разуться и дальше шлепать босиком. В 35-градусную жару даже приятно! Однако внутри оказалось весьма прозаично. Небольшая комната с нишей. За тюлевой занавеской - мраморная плита, усыпанная цветами жасмина и лепестками роз. По обеим сторонам ниши - два гобелена с текстами на непонятном (наверное, том самом, едином) языке. В углу, прямо на полу, сидит растрепанная женщина средних лет и увлеченно читает какую-то книгу... Зря никто не поверил гиду, который сказал, что можно не давиться в очереди, мол, мы немного потеряем, если кого-то не пустят внутрь. Обычно не везет женщинам, потому что им предписывается закрывать одеждой плечи и ноги, и не все это требование выполняют, наряжаясь в топики и шорты. Впрочем, спуск вниз еще по девяти волшебным террасам вновь наполнил наши сердца восхищением. Как писал классик, "воля и труд человека дивные дивы творят". Ну и деньги, конечно, Бахайские сады обошлись последователям Баба в 250 миллионов долларов!

Верблюд на нулевой отметке

В прайсах турагентств часто встречается близкая каждому советскому человеку услуга: путевка выходного дня. Как правило, на Мёртвое море. Система проста. Рано утром автобус забирает отдыхающих, везет на один из курортов, коих на побережье великое множество. Весь день вы поправляете здоровье и наслаждаетесь местными достопримечательностями. А потом тем же автобусом возвращаетесь домой. Стоимость путевки варьируется в зависимости от класса отеля, потому что набор услуг везде в принципе одинаков: горячие сероводородные ванны, грязелечение, купание в Мёртвом море и бассейне с пресной водой, массаж.

Выехали мы в 7 часов утра, поэтому вскоре большинство пассажиров дремало. Да и пейзаж за окном не слишком баловал разнообразием. Мандариновые, оливковые рощи, банановые плантации, которые сначала показались военным палаточным городком, т.к. полностью укрыты каким-то агроматериалом цвета хаки. Зелени становилось всё меньше, мусора - всё больше. Откуда?! Бат-Ям и другие города, где уже удалось побывать, как раз отличались чистотой. Бытовые отходы здесь принято сразу же сортировать. В отдельные контейнеры жители складывают пластиковую тару, которая поступает на переработку. Специальные емкости предназначены для одежды и обуви, которые забирают благотворительные организации. Ненужную мебель, бытовую технику выставляют на обочину дороги. Пока не приехал мусоровоз, ее может взять любой желающий... А тут даже не свалка, многокилометровая "полоса отчуждения" из бутылок, пакетов, мешочков и проч.

- Бедуины! - с горечью воскликнул гид. - Они как стихийное бедствие: разбивают свои палатки, где хотят, воруют воду, электричество, не работают, налогов не платят.

- А куда правительство смотрит?

- Правительство либеральничает, потому что бедуины декларируют сохранение этнической самобытности, традиций. Что не мешает им смотреть телевизор, пользоваться Интернетом и ездить на машинах. При любой угрозе они тут же сворачивают палатки, собирают овец с верблюдами и перекочевывают на другое место. Кстати, обратите внимание! Мы подъезжаем к нулевой отметке. Видите столб, а рядом с ним верблюда?

Мы послушно завертели головами. Действительно, возле столба стоял весьма ухоженный двугорбый в нарядной сбруе и попоне.

- Побережье Мёртвого моря считается самой низкой точкой на Земле, а уровень воды на 425 м ниже уровня моря. Столб - нулевая отметка. И это место "застолбила" династия бедуинов. Уже не одно поколение кормится любопытством туристов, которые обожают здесь фотографироваться. И живёт неплохо. За ближайшей горой прячется приличный особнячок, а хозяин верблюда ездит на джипе.

Фрикадельки в соленом супе

Однако мы останавливаться не стали. Всем хотелось побыстрее добраться до "Эйн Геди" и окунуться, наконец, в Мёртвое море. Оно лежало среди гор и сверкало под ослепительным солнцем, будто покрытое ледяной коркой, совершенно гладкой, без единой волны или складочки. Вдали в сизой дымке угадывались очертания голубых гор.

- "Билайн" приветствует вас в Иордании! - бодро звякнул мобильный. Спасибо, конечно, но в сопредельное государство я не собираюсь. Через несколько километров сотовый вновь ожил:

- "Билайн" приветствует вас в Палестине!

И хотя Палестина тоже оставалась вне пределов нашей экскурсии, сотового оператора можно понять. Соленое озеро окружают три государства: Израиль, Иордания и Палестина. А так как расстояния здесь, по нашим сибирским меркам, крохотные, вся Страна обетованная - 400 км, немудрено "Билайну" и ошибиться.

СПА "Эйн Геди" считается одним из лучших курортов на побережье Мёртвого моря. Это крохотный оазис среди лишенных растительности гор и многокилометровой топи на месте катастрофически мелеющего озера - в год на один метр. К морю отдыхающих доставляет здоровенный трактор типа нашего "К-700", который тащит пару открытых вагончиков. Можно дойти и пешком, благо дорога асфальтирована и укрыта навесом, однако в 35-градусную жару энтузиастов нет. Выгрузившись из мини-поезда, народ устремляется к воде. Она на самом деле ну очень солёная! Вроде крепчайшего рассола, который по консистенции больше похож на масло. Человеческое тело буквально выталкивает на поверхность, поэтому утонуть в Мёртвом море нельзя. Зато можно получить ожог слизистой, если в глаза попадёт хотя бы капелька. Двигаться приходится с чрезвычайной осторожностью. Поэтому отдыхающие либо стоят под навесами, судорожно уцепившись за железные, скользкие от наплывов соли трубы, либо тихо лежат на поверхности воды, боясь лишний раз шевельнуться. В целом картина напоминает суп с фрикадельками, в качестве которых выступают наши разомлевшие тела. И примерно через полчаса всё это надоедает.

Ирина Смирнова Фото автора Окончание следует.


Выпуск №:  43-2012 (24.10.2012)

Возврат к списку