Маяковский из лаборатории
"Одноклассники" Сергея Матвеева, "Бесконечный апрель" Ярославы Пулинович, "Маяковский идёт за сахаром" Саши Денисовой - названия из афиши лаборатории современной драматургии "Эксперимент 123", состоявшейся в Прокопьевском драматическом. В ней участвовали три кузбасских театра. С каждой труппой один из приглашённых режиссёров за считаные дни поставил эскизный спектакль. На проведение лаборатории наш Ленком выиграл грант президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
Итогом первой лаборатории (тогда в эскизных спектаклях были заняты только актёры нашей труппы) стали "Язычники", принесшие Прокопьевскому Ленкому фестивальный успех. Художественный руководитель нынешней лаборатории Марат Гацалов, оставив пост главрежа, продолжает курировать творческие проекты театра.
Режиссёр Анна Горушкина и художник-постановщик Алексей Лобанов поставили с актёрами Кемеровского облдрамтеатра пьесу Ярославы Пулинович "Бесконечный апрель". Это история одной питерской квартиры на протяжении почти ста лет - с 1920-х годов до наших дней. Точнее, семьи, в ней живущей.
Для новокузнецких актёров, занятых в "Одноклассниках" (режиссёр Никита Рак), это первый лабораторный опыт. История про завсегдатаев социальной сети - тридцатилетних лузеров, не нашедших своего места в жизни. Но в финале ищущий смерти обретает любовь. Показ состоялся в малом репетиционном зале Прокопьевского театра, который после евроремонта напоминает офисное помещение. Белое пространство, пластиковые окна, кондиционер под потолком. Словом, типичная среда обитания "офисного планктона". Способ существования артистов хочется назвать остросатирическим. Главного героя окружают какие-то ненастоящие люди, шаржи на людей. Самая яркая карикатура в этой галерее - Миша (в этой роли Андрей Ковзель) - инфантильный, затюканный женой подкаблучник в немодных массивных очках. У Ковзеля интонации и пластика младшеклассника, которому хочется пошалить, да боязно, что накажут.
Пьеса Саши Денисовой "Маяковский идёт за сахаром", сочинённая специально для обновлённой "Маяковки", ставшая визитной карточкой этого московского театра, для экспорта, вроде бы, не предназначалась. Однако в рамках лаборатории режиссёр Олег Липовецкий и художник-постановщик Александра Ловянникова рискнули поставить её с труппой Прокопьевского драмтеатра. В результате получился эскиз, максимально приближенный к спектаклю.
В основе текста Денисовой общеизвестные факты, и всё-таки это не биографическая пьеса, а миф о поэте, попытка увидеть жившего в начале XX века ниспровергателя авторитетов глазами современных бунтарей от искусства.
Как кислород в одноимённом тексте Вырыпаева больше, чем химический элемент, в пьесе Денисовой о Маяковском сахар - не просто источник глюкозы. Это нечто метафорическое, без чего невозможны поэзия, любовь, сама жизнь! Маленький кусочек сахара даёт Кручёных Маяковскому, когда поэт только начинает творить. В доме уже состоявшегося, полного планов и надежд Маяковского сладкий песок хоть горстями ешь! Однако накануне трагической развязки последняя возлюбленная поэта объявляет: "А у вас, кстати, сахарница пустая".
Режиссёр Липовецкий ориентируется на традицию не психологического, а игрового театра. Чётко обозначена дистанция между актёром и ролью, которую он исполняет. Такой подход позволил авторам похулиганить от души. Они устроили "театр в театре": на планшете камерной сцены установлен деревянный помост, слева и справа от этой "внутренней" сцены стулья в два ряда, на которых сидят и участники спектакля и часть зрителей. В спектакле много отсылок к эстетике авангардистов и футуристов начала минувшего века. Эпизод прощания Маяковского с Татьяной Яковлевой на парижском вокзале решён в стилистике, близкой к биомеханике режиссёра-новатора Мейерхольда.
В главной роли Вячеслав Гардер. Его Маяковский - пылкий, неистовый, эпатирующий (знакомиться с семейством Брик приходит во фраке на голое тело и с нелепыми красными ленточками в волосах). Абсолютно искренний и честный. Ближе к финалу задор, жажда жизни постепенно уходят, тают, как сахар в кипятке. Перед зрителями совершенно опустошённый человек, тень прежнего Маяковского.
Внутри спектакля история ещё одной безвременной смерти - судьба "первого председателя земного шара" поэта-футуриста Велимира Хлебникова. В этой роли Роман Михайлов. Режиссёр придумал сделать Хлебникова йогом. Спектакль яркий, зрелищный и густонаселённый. На подмостках появляются те, кого Маяковский любил, с кем дружил и ссорился, кто помогал поэту и кто его предавал.
"Маяковский", хочется верить, будет включен в репертуар Прокопьевской драмы.
Участники лаборатории отметили гостеприимство прокопчан. Гостей разместили в одной из лучших гостиниц города, а при подведении итогов "Эксперимента 123" вручили дипломы и подарки с юбилейной символикой.
На лаборатории обсуждалась возможность ещё одного творческого проекта под рабочим названием "Театр-42". Суть в следующем: актёры репетируют, а затем играют некоторые спектакли не в своём родном городе, а в гостях. Таким образом, в репертуаре, например, Кемеровского театра может появиться спектакль, в котором заняты прокопьевские актёры. И наоборот. Не исключено, что поставят спектакль, в котором будут играть представители трупп разных кузбасских театров. Если этот проект удастся реализовать, в выигрыше окажутся и артисты, и зрители.
Алексей Никонов Фото из архива театра
Выпуск №: 46-2012 (14.11.2012)