И это твоя «двойка», папа!
Звонок в дверь. Бабушка и мама спешат в коридор - любимица всей семьи Катюша вернулась из школы. Восьмилетняя девочка, раздевшись, бросает ранец на пол и проходит в зал. Подбоченившись и выставив одну ногу вперёд, Катя, ничуть не смущаясь, говорит:
- А у меня сегодня "два"!
После чего школьница "рисует" полукруг вокруг своей оси и, развернувшись к отцу, безапелляционно заявляет:
- И это твоя "двойка", папа! Задача-то решена неправильно!
Сцена, которую мне довелось наблюдать в гостях, не имеет ничего общего с картиной Решетникова "Опять двойка", где провинившийся мальчуган, готовый выслушать все упрёки в свой адрес, виновато опустил голову. Маленькая школьница твёрдо уверена: родители должны учиться вместе с ней, если не за неё. А раз результат такой "совместной" учёбы отрицательный, виноваты, естественно, взрослые. Признаться, стало жаль папаню: всё-таки директор строительной фирмы, а задачу для второго класса решить не смог.
Дети XXI века - ядерные человечки, совсем не похожие на нас, а уж тем более на старшее поколение. Они находчивее, сообразительнее и ловчее предков. Чтобы сесть за математику, вооружаются калькулятором, а текст с английского языка на русский переводят в Интернете. Одним словом, приспосабливаются, как могут, к тем условиям, в которые ставит их скоростная жизнь.
- Знать всё невозможно! Главное - догадаться, где взять! - объяснила одной моей знакомой дочь-семиклассница позицию школьника XXI века.
И, уверяю вас, родители, это отнюдь не всегда книги, энциклопедии и справочники. Некоторые отличники действуют по старинке. Экономить время, безусловно, помогает Всемирная паутина. Находить нужную информацию и перелистывать Интернет-страницы - это быстро и удобно. "Середнячки", чтобы выполнить домашнее задание, тоже садятся за компьютер. Схема отточена и у них. Школьная солидарность под лозунгом "Сделал сам - помоги другому" впечатляет. "Зачем я буду задачу решать, если Дашка уже по алгебре "домашку" сделала? Я лучше пока над русским посижу". Операция "ты - мне, я - тебе" может одинаково "продуктивно" происходить по разным каналам передачи информации: по телефону, по Интернету, при личной встрече. В итоге все, включая родителей и учителей, довольны. Случаются, конечно, осечки. Да только попробуй потом разберись, чья это была "двойка", если подробное, но (надо же!) неправильное решение задачи было выложено "В контакте".
Как-то в школьной рекреации вместе с другими родителями ожидали детей с подготовительных занятий. Из одного кабинета вышла девочка лет семи. Огромный ранец она волокла по полу. Взрослые поинтересовались: "Ты, наверное, с занятий по шахматам?"
На что та отрицательно помотала головой.
- А откуда? - не унимались родители.
- С этого, как его, - "забуксовала" девчушка. - В общем, с языка!
Родители перечислили немецкий, французский, английский, ответ отрицательный. "Допрос" первоклассницы зашёл в тупик, но тут ребёнок неожиданно выдал:
- С американского!
Вот вам и ускоренное изучение английского! Теперь догадайтесь, кто будет делать уроки по английскому языку. А главное - кому их задают? Когда моя дочь училась в первом классе, мы с родителями периодически устраивали "вечерний перезвон". Так в шутку назвали интерактивное выполнение домашнего задания, когда найти ответы на непонятные вопросы по различным предметам мы пытались вместе по телефону. Кстати, непревзойдённым лидером был и остаётся "Окружающий мир" (да простят меня создатели этого учебника!). Родители всех школьников, независимо от вероисповедания, материального, социального и еще какого-либо положения, становятся братьями и сестрами, если речь заходит о нём. Потому что ничто так не сближает человечество, как общее "горе". Когда-то мы наблюдали за природой и три года подряд рисовали в тетрадках по природоведению снежинки, солнышко, капли дождя. Собирали и сушили яблочные семечки, чтобы зимой кормить птиц, которым зябко и голодно в мороз. Так нас учили любить природу, быть внимательными к тому, что окружает. Сейчас не до птиц! Реферат бы успеть написать да нарисовать эту самую птицу, которую и в глаза-то не видел, да на все вопросы ответить. Один такой запомнила надолго: из чего образуется торф?
Всё бы ничего, но предлагалось несколько вариантов ответов, придуманных, видимо, для того, чтобы родителям жизнь малиной не казалась. Отмершие остатки цветковых растений, болотных животных, мха-сфагнума или разрушителей - из чего?
До сих пор не понимаю, как я три десятка лет жила, не зная, что такое "сфагнум"?
"Плюс" у этого школьного предмета всё-таки есть - он привносит живости в родительские собрания. Так, учитель, рассказывая о том, как наши дети написали контрольную работу, насмешила всех. По окружающему миру, который природоведение, дети изучали производителей, потребителей и разрушителей. А по истории - крепостное право. На вопрос о том, кто такие бояре и кто их кормит, один из учеников ответил:
- Производители - это пчёлы, эти насекомые делают мёд и кормят своих бояр!
Ну, напутал немного, с кем не бывает? Зато мальчуган порадовал бы составителей учебников, доказав, что параллельные миры (окружающий и исторический) не просто существуют, а еще и взаимопроникаемы.
Выпуск №: 47-2012 (21.11.2012)