Есть статус!
Руководитель ООО "Аэрокузбасс" Виктор Белозёров своей радости не скрывает: аэропорт стал международным и де-юре, и де-факто: первый рейс состоялся в ночь на 15 декабря.
Международный: реальный и виртуальный
Рассказывая о хождениях по всевозможным московским комитетам, министерствам и ведомствам, Виктор Данилович был особенно эмоционален. Чтобы пробить бюрократическую машину, помимо просто физических сил, инициативы и смекалки недюжий энтузиазм требуется.
Только заручившись поддержкой таких тяжеловесов, как губернатор Аман Тулеев, который с личной инициативой обратился к тогдашнему председателю правительства Владимиру Путину, и полпред президента Виктор Толоконский, удалось сделать то, что сдела-
но.
- В этот проект не вложено ни копейки государственных средств, - подчеркнул Белозёров на пресс-конференции, состоявшейся в аэропорту за два дня до первого международного рейса. - Иначе процесс затянулся бы ещё больше.
Но с другим проектом - отдельным зданием для международных полётов - руководство "Аэрокузбасса" намерено войти в федеральную программу финансирования. Оно уже на стадии проектирования. Это очередная большая задача, точку в которой поставят в 2014-м. Площади трёхэтажного вокзала позволят не только создать комфортную среду для любых групп пассажиров, в том числе и с ограниченными возможностями, но и разместить все работающие на международных вылетах и прилётах службы согласно нормативным требованиям.
- Здесь будут и магазины дьюти-фри, и большой зал с достойными условиями для транзитных и пассажиров задержанных рейсов, - показал Виктор Данилович компьютерную визуализацию нового международного терминала.
Получилось стопроцентно
Но это в будущем. Пока задача номер один - начать. Первый международный рейс из аэропорта "Спиченково" - его выполняет московская авиакомпания "Nordwind" - вылетел со 100-процентной загрузкой. Вместимость "Боинга 757-200", который доставил туристов в Бангкок, - 221 человек. С июля по ноябрь туроператор "Пегас-туристик" продал на этот чартер две трети путёвок. Но как только сарафанное радио разнесло радостную весть: "Статус есть!", за считанные дни раскупили оставшуюся треть, и ещё не всем желающим хватило.
Площади, выделенные из имеющихся в действующем пассажирском терминале, позволяют принимать и выпускать три рейса в месяц. Из-за нехватки кадров ФСБ и таможни работать международный отсек будет по реверсивной схеме: то есть обслуживание на вылет и прилёт вестись на одних площадях. Пока пограничники будут приезжать из Новосибирска, таможенники, специалисты Россельхознадзора и Роспотребнадзора - из Кемерова. По всем досмотровым нормам пропускная способность сектора - 70 человек в час. С вылетающими пассажирами проще: после регистрации и сдачи багажа они проходят личный досмотр и паспортный контроль, а затем ожидают в накопителе.
- Температура комфортная: плюс 25, - переходит все "границы" генеральный директор, демонстрируя готовый принять первых пассажиров международный сектор накануне вылета. - Кипяток, чай, кофе - бесплатно. Туалеты здесь новые построили.
Паспортный контроль одновременно могут проходить трое.
Прилетающих пассажиров первым встречает приборчик под названием пироцельс. Его чуткий датчик, свисающий с потолка, нацелен прямо на входящих в помещение. "Измерим температурку", - безальтернативно предлагает он. Если она у кого-нибудь повышенная, аппаратура сообщает об этом врачу, который принимает решение: проверить и отпустить или проверить и в изолятор.
Есть что предложить
Чтобы принимать "Боинги", потребовалось увеличить взлётно-посадочную полосу, реконструировать здание аэровокзала. Метеорологи обновили свою аппаратуру. В скором времени будет смонтирована новая светосистема: "Росавиация" уже дала добро. А это сразу повышает регулярность полётов.
- Чтобы привлечь новых перевозчиков, - справедливо замечает руководитель, - нужно иметь что предложить.
Больше перевозчиков - выше конкуренция. Выше конкуренция - ниже цены на билеты. А это выигрыш для пассажира. Если он охотно выбирает именно этот аэропорт, значит, растёт пассажиропоток, вслед за которым приходят новые перевозчики.
Как только инфраструктурное ограничение, связанное с отсутствием статуса международного, было устранено, руководству сразу стали поступать предложения о сотрудничестве: "Сибирь" готова рассмотреть вариант регулярных рейсов в Китай, турки предлагают свои услуги по организации дьюти-фри, американцы готовы ремонтировать авиационную электронику, а "Аэрофлот" лететь в Москву.
- Население юга Кузбасса - почти два миллиона человек, - резюмировал Белозёров. - У нас нет сомнений, что чартерные рейсы за границу будут востребованы. А там и до регулярных недалеко.
На открытии международного терминала глава Прокопьевска Валерий Гаранин пообещал, что летом на отдых в теплые страны отправится большая партия прокопчан. Традицию поощрять бюджетников за труд путевками за рубеж город продолжит уже из аэропорта "Спиченково".
Елена Баева
Выпуск №: 51-2012 (19.12.2012)