Рейтинг@Mail.ru
Дети республики

Дети республики

95 лет назад, 14 января 1918 года, Совет народных комиссаров принял "Декрет о комиссиях для несовершеннолетних", определивший курс на социальное воспитание детей и подростков. По выражению Ленина, несовершеннолетние признавались "детьми республики", и забота о них стала "прямой обязанностью государства". Тюремное заключение для несовершеннолетних было упразднено. Уголовные дела о преступлениях подростков изъяты из компетенции судов и переданы комиссиям по делам несовершеннолетних, которые также занимались спасением голодающих детей, ликвидацией беспризорности, созданием спецучреждений для малолетних правонарушителей.

О том, чем сегодня занимается этот орган, беседуем с заместителем председателя городской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Людмилой МОСИНОЙ.

- Людмила Анатольевна, когда знакомилась с историей комиссий по делам несовершеннолетних (КДН), часто встречала два понятия: "беспризорные дети" и "безнадзорные". А в чём отличие?

- Беспризорные - это дети, у которых нет родителей и жилья, безнадзорные имеют и то, и другое, но лишены родительской заботы и внимания. Первые появляются во времена социальных потрясений, войн: гражданской, Великой Отечественной. Вторые - продукт экономического кризиса. Так, в 90-е, когда многие мамы и папы лишились работы, пристрастились к спиртному и забыли о собственных детях, появилась масса сирот при живых родителях.

Вот тогда в нашем городе мы начали социальный эксперимент по решению проблемы безнадзорности. Сначала провели анкетирование: чем бы подростки хотели заниматься. Многие сказали - автомототранспортом. Встретились с руководством автошколы РОСТО, которое организовало занятия для будущих автослесарей. Контролировали ребят жестко, узнавали, кто не пришел, почему, иных буквально приводили за руку, причем не по разу. До сих пор помню парня, которого возвращали на занятия семь раз! Довели первую группу до выпуска и вновь задумались: что делать? Чтобы дать ребятам профессию, надо учить дальше. Договорились с 41-м училищем о подготовке токарей широкого профиля. И вновь проблема: многие не закончили 9-й класс, после чего зачисляют в ПУ. Но наших "трудных" все же приняли, организовали учебу: за первый год освоили программу 7-8 классов, за второй - 9-го. На выпускном ребята получали аттестат об основном общем образовании, плюс диплом токаря-станочника, плюс путевку на предприятие. С 1999-й по 2004 годы 100 несовершеннолетних получили, что называется, путёвку в жизнь.

- А как в дальнейшем сложилась их судьба?

- По-разному. Многие нашли свою дорогу в жизни, работают, создали семьи, собственных детишек воспитывают. Когда встречаются, благодарят. Ведь ребята во время обучения сначала в авто-школе, потом в училище тоже менялись, взрослели и понимали, что чужие тети возились с ними, как с родными, не за зарплату, а потому что искренне хотели помочь. Услышать "спасибо" от наших подопечных - большая награда. А кто-то, оставшись без контроля, оказывался в местах не столь отдаленных.

Были у нас два рыжика, парни дружили, учились вместе. Один, окончив училище, пошел работать, женился. Второй свернул на "кривую" дорожку, совершил преступление, отбыл срок. И вдруг встречаю его под руку с симпатичной девушкой.

- Людмила Анатольевна, вы меня узнаете?

- Конечно, Витя! Как дела?

- Работаю, жилье получил. Познакомьтесь, это моя жена. Идем в женскую консультацию на учет становиться! Ждем прибавления семейства.

Я 25 лет в системе профилактики и борьбы с правонарушениями среди несовершеннолетних работаю, и нет большей награды, чем такие встречи.

- Насколько я знаю, именно во время эксперимента появился центр труда и отдыха для "трудных" подростков, который действует до сих пор.

- Да, его создали с той же целью: не выпускать наших подопечных из поля зрения и во время каникул. Особенно это касается тех ребят, которые уже совершили правонарушения, но получили за них условные сроки. Огромное спасибо главе города за поддержку, ведь организация центра - это деньги: на питание, развлечения (ребята работают несколько часов, потом у них культурная программа: "Солнечный", "Вернисаж", театр и т.п.), турпоходы. Мы анализировали: за то время, пока подростки находятся под нашим контролем, ни один не совершил повторного правонарушения. Когда эксперимент завершился, стали набирать ребят из неблагополучных или находящихся в трудной социальной ситуации семей. От желающих отбоя нет!

Опять же благодарность Валерию Гаранину за помощь при устройстве наших подопечных в кружки и секции. Помните время, когда практически за всё надо было платить? Но Валерий Анатольевич сказал: пусть выбирают любой кружок или секцию и занимаются бесплатно. Некоторые записались сразу в три-четыре. Мы сначала за голову схватились, потом решили: жизнь всё расставит по местам. Она и расставила. Оказалось, например, что для бокса кроме желания требуются физическая сила и выносливость, а наши ребятишки в основном ослабленные. Лучше всего удалось сотрудничество с Дворцом творчества им. Ю.А. Гагарина. Мальчишки и девчонки, которые ни лобзика в руках не держали, ни нитку в иголку вставить не умели, просто поражали скрытыми талантами. Из их поделок мы десять лет устраивали постоянно действующую и регулярно обновляющуюся выставку.

- Главная задача комиссии сегодня?

- Координация деятельности всех государственных органов, занимающихся воспитательной и профилактической работой среди несовершеннолетних, защитой их прав (эта функция добавилась в 2001 году). В комиссию входят 17 человек - представители образования, здравоохранения, соцзащиты, физкультуры и спорта, культуры, центра занятости населения, подразделений по делам несовершеннолетних при УВД. Создан банк данных, в котором 465 семей, где воспитываются 624 ребенка. В центре внимания - именно семья, и наша цель - сделать всё возможное, чтобы оставить детей в биологической семье. Каким бы замечательным не был детский дом, а добрыми и заботливыми воспитатели, каждый ребенок мечтает о МАМЕ. Непутевая, пьющая, опустившаяся, она все равно - самая любимая, самая красивая.

Если детская преступность у нас снижается (в 2008 г. - 224 случая, в 2012 г. - 123), меньше становится подростков особой категории, имеющих судимость, не связанную с лишением свободы (2000 г. - 118 несовершеннолетних, 2012 г. - 34), с 2010 г. нет ни одного подростка, поставленного на учет за бродяжничество и попрошайничество, то в 4,1 раза рассмотрено больше материалов на нерадивых родителей (2000 г. - 452, 2012 г. - 1868). Тема семейного неблагополучия не теряет актуальности. На учет семью ставим, как правило, на полгода. На каждую составляем паспорт и социально-реабилитационную программу. Каждому учреждению даем конкретное поручение. Так, КСЗН - посмотреть, в каком положении находится семья, к какой категории относится, какие льготы и пособия положены. Если в социально опасном положении, то комитет определяет размер и вид помощи, к примеру, бесплатный уголь, дрова. Образованию - обеспечить ребенка бесплатными учебниками и питанием, к Новому году - подарком. С семьями работают психиатры, психологи, наркологи.

В помощь родителям на летних каникулах город выделяет бесплатные путевки в оздоровительный центр "Чайка" (за последние пять лет там отдохнули 800 ребят). На зимних каникулах по инициативе председателя комиссии, заместителя главы города по соцвопросам Н.В. Масловой организовали две группы круглосуточного пребывания по 10 мест в социально-реабилитационном центре на Ясной Поляне и школе-интернате №2. Нина Васильевна - генератор творческих идей, направленных на улучшение условий жизни наших детей.

В прошлом году возродили институт общественных воспитателей, созданный еще в советские времена. На 34 предприятия разослали предложения выделить хотя бы по одному неравнодушному сотруднику, который бы взял опеку над "трудным" подростком. На собраниях коллективы выдвинули 29 человек. Летом под их руководством ребята трудились на предприятиях, и не было ни одного повторного преступления. Уменьшается количество материалов, направленных на лишение родительских прав ((2000 г. - 194, 2012 г. - 71).

- А если все меры исчерпаны, но ситуация не меняется?

- Тогда изымаем ребенка из семьи и направляем в инфекционную больницу. Оттуда - в социально-реабилитационный центр, чтобы еще раз дать маме шанс: устроиться на работу, навести в доме элементарный порядок. И смотрим, конечно, навещает ли она ребенка. Не помогло и это? Лишь тогда ребенок получает статус социальной сироты, и его определяют в детский дом.

- Большинство членов городской комиссии трудится на общественных началах, в штате всего четыре человека. На ваш взгляд, какими главными чертами все они должны обладать?

- Во-первых, профессионализм. Во-вторых, способность сопереживать, отдавать частичку своей души. И неравнодушие. Убеждена, что при индивидуальном подходе, планомерной, настойчивой, целеустремленной работе можно помочь любому ребенку, любой семье даже в нелегкой жизненной ситуации. И мы к этому стремимся.

Беседовала
Ирина Смирнова


Выпуск №:  3-2013 (16.01.2013)

Возврат к списку