Мобильная жертва, или Посторонним вход разрешён!
Неужели потеряла? Верить в это не хотелось. Но, проверив карманы и обшаривив сумку на пятый раз, смирилась: телефона, который не успел в моих руках отметить и годовщину, не было. В подобной ситуации наверняка побывал каждый второй, а остальная половина не застрахована от потери или кражи. Поэтому делюсь с вами, дорогие читатели, собственными ошибками, в надежде, что вы их не повторите.
Начну с самого главного: хватит недооценивать свой мобильник, который давно уже перестал быть обычным средством общения. Сотовый - это, как минимум, сборник информации о своём хозяине, то бишь о вас. И, попав в чужие руки, он не только перестанет вам служить, но ещё и предательски всё про вас расскажет. Перечень магазинов, в которых одеваетесь и покупаете мебель, спортклубы, где тренируетесь, салоны, где наводите марафет, - об этом можно прочитать в навязчивых смс-сообщениях. Кому звонили вы, кто звонил вам, - весь близкий круг общения как на ладони. Самое интересное - это смс о денежных средствах на банковской карте. Настоящий информационный клад для мошенников.
Обнаружив пропажу, стала звонить с другого телефона на свой родной номер. Трубку никто не брал, послушав несколько минут гудки, решила написать сообщение. А вдруг ответят? Надежда всё ещё теплилась. Текст был примерно такой: телефон дорог как подарок, прошу вернуть за вознаграждение. Мне прислали смс: насколько он вам дорог? Незнакомец почему-то не хотел говорить напрямую, только через смс, что показалось странным. Какой резон строчить их, когда можно просто поговорить?
Резон, как выяснилось позже, всё-таки был. Воришка просто тянул время. Итак, предупреждение первое. Если ты потерял телефон, не пускайся ни в какую переписку с нашедшим или укравшим его. Если человек действительно хочет его вернуть, он сделает это немедленно. Я и сама однажды находила телефон, созванивалась и отдавала владельцу. В этот раз какое-то шестое чувство подсказывало мне: что-то не так, однако, поддавшись волнению, пошла на поводу у переговорщика и согласилась подождать до завтра. Мы договорились о встрече. Правда, на следующий день не было ни сообщения, ни звонка.
Ну, зачем ему мой телефон без новомодных наворотов, даже не сенсорный? Вернул бы за деньги, и дело с концом. Однако зря я переживала о материальном благополучии воришки. Самое время было подумать о своих финансах.
В какой-то момент осенило: у меня же подключены услуги "Мобильный банк" и "Автоплатёж"! Для тех, кто не знает, поясню. Первая - для того, чтобы знать о наличии денег на банковской пластиковой карте. Грубо говоря - о приходе и расходе денежных средств сообщают смс. Вторая - чтобы определённая сумма поступала на телефон автоматически. Как только на балансе становилось меньше 150 рублей, он тут же автоматически пополнялся с карты ещё на 50. В душу закралась тревога: а что если все деньги с карты можно каким-то образом перекинуть? Вошла на личную страницу через систему "СбербанкОнлайн" и обнаружила: вместо семи тысяч на моей банковской карте всего семьдесят рублей!
В панике стала звонить оператору "Билайн" с просьбой заблокировать сим-карту, потому что телефон потерян. Но чтобы её отключить, нужно было прийти в салон мобильной связи с паспортом. Вот парадокс! Снять чужие деньги можно без проблем, а чтобы заблокировать собственную карту, нужно ещё доказать, что я - это я! После работы поспешила в салон, где наконец-то отключила, а потом вновь активировала "симку". Теперь пользоваться номером могла только я. Взяла детализацию звонков. На распечатке отлично видно, что примерно через десять минут после пропажи баланс телефона пополнился сначала на сто рублей (предприимчивый незнакомец воспользовался услугой "Пополнение баланса"), а ещё через две минуты - на 6900 рублей. Таким образом, деньги со сберкарты перешли на счёт телефона. Их дальнейшее движение тоже отчётливо прослеживалось. Воришка совершил покупки с помощью услуги "Мобильная коммерция". Сначала с телефона ушло 5556 руб. 50 коп., через пять минут - 1384 рубля. В общем, на момент, когда я восстановила "симку", на счету телефона осталось лишь 216 рублей. Самое интересное, что благодаря детализации звонков можно проследить весь маршрут денежных средств, кроме их конечной остановки.
Большинство из нас привыкли пополнять баланс телефона на несколько сотен рублей, не задумываясь о том, что в принципе с карты перевести можно все деньги. Лимит никто не определял, пароль тоже никто не спрашивает. Оказывается, одна из опций позволяет мгновенно и без комиссии переводить деньги на любую карту Сбербанка, оплачивать покупки в Интернете, пополнять "электронные кошельки".
Возникает вопрос, неужели на счёт телефона можно совершенно беспрепятственно положить даже миллион, и ни Сбербанк, ни "Билайн" не поинтересуются: а почему так много? Почему Сбербанку не кажется странным, что человек кладёт такую большую сумму на счёт телефона, почему не требуется вводить дополнительные коды, как, например, клиентам банка "ВТБ", чтобы совершить операции с деньгами?
Когда обратилась в отделение полиции, правоохранители не сразу поняли, как можно перевести деньги с карты на телефон. Однако, разобравшись, согласились, что это новый вид мошенничества, который только набирает обороты. И если операторы сотовой связи и банки не позаботятся о своих клиентах, мобильных жертв станет гораздо больше. Самое интересное, что в Интернете выложены практически инструкции по применению, как воспользоваться деньгами посредством телефона.
Позвонив по номеру доверия в Сбербанк, я получила такой ответ: как только деньги перешли на счёт телефона, они, увы, скрылись из нашего поля зрения. Все вопросы - к операторам мобильной связи. Единственное, что предложили банкиры, - заблокировать карту, потому что с ней были проделаны незаконные операции. Только какой смысл её блокировать, если она уже пустая? И почему вы, уважаемые банкиры, позволили проделать с ней эти незаконные операции? Вопросы вполне логичные. Такого не должно быть! Также не понятно, почему стоит промедлить с выплатой любых платежей, меня тут же находят и присылают смс, однако когда без моего ведома практически залазят в мой виртуальный кошелёк и снимают деньги с карты, никто ничего не знает и помочь ничем не может! Остаётся лишь выразить "благодарность" за подключение таких мобильных услуг.
P.S. Отключена от всех услуг, что и другим советую.
Выпуск №: 7-2013 (13.02.2013)