Чужие дети
Сегодня трудно найти средство массовой информации, будь то телевидение, радио, газета или интернет-издание, которое бы не рассказывало о "законе Димы Яковлева". Запрет на усыновление российских детей в Америке вызвал оживленную дискуссию в обществе. Но главное - закон привлек внимание к основной проблеме: социальному сиротству и защите интересов детей, оставшихся без попечения родителей, в самой России.
По данным на 1 января 2013 года, в Прокопьевске 1717 детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Из них 671 ребенок находится в детских домах, остальные - в приёмных семьях. Но ведь у большинства из них есть собственные папа и мама.
- Проблема социального сиротства должна решаться на этапе выявления неблагополучия семьи, - считает заместитель начальника управления образования, начальник отдела охраны прав детства Наталья Старченко. - Опасная для жизни и здоровья ситуация в семье создается не в один день, и не по единственному такому факту мама и папа решением суда перестают быть таковыми. Наша задача - найти внутренний ресурс семьи и заставить его работать.
Ни один закон не устанавливает границу, где начинается семейное неблагополучие. Однако многолетний опыт (Наталья Дмитриевна восемь лет была директором детского дома, с 2005 года возглавляет отдел охраны прав детства) позволяет разделить родителей на три группы. Типичная ситуация. Звонят соседи, сообщают, что в доме не первый день идет пьянка-гулянка, а дети сидят голодные. Факты подтвердились, малышей забрали в приют. Одни родители, протрезвев, наутро ноги в руки - и бегом по инстанциям возвращать ребенка. Другие, особо не расстроившись, решают отдохнуть от забот какое-то время, но потом все же забирают детей. А третьи даже попыток не делают вернуть детей. И не от чёрствости души. Просто не умеют жить по-другому, потому что сами выросли в такой семье. Именно они - основные "поставщики" социальных сирот.
Хотя с каждым годом число лишенных родительских прав прокопчан уменьшается: в 2010 г. - 203 человека, в 2012-м - 185. А много ли случаев, когда папам и мамам возвращали детей? Увы, цифры мизерные: в 2010-м восстановили в родительских правах 6 человек, в 2012-м - 9. Но тенденция радует.
У лишившихся родителей детей разные судьбы. Больше всех везёт тем, кого усыновляют. В основном это малыши до трех лет. В 2010 году пап и мам обрели 40 юных прокопчан, но лишь 11 из них усыновили россияне. В 2011 и 2012 гг. соответственно 45 и 13, 27 и 8. И не было ни одного случая, когда бы родители вернули ребенка.
- Усыновление - осознанный и глубоко продуманный шаг, на который идут бездетные пары, - говорит Наталья Дмитриевна.
Усыновление производится судом (и никак иначе!). В результате ребенок и его усыновители приобретают права и обязанности, аналогичные кровным детям и родителям: наследования, алиментное право - как в отношении детей со стороны родителей, так и в отношении престарелых родителей со стороны выросших детей. Отказаться от ребенка можно тоже только через суд, при этом за ним сохраняются право на алименты, часть жилой площади. Помощь государства в случае усыновления была минимальна - не предусматривались специальные льготы для получения жилья, образования, медицинского обслуживания. Правда, сейчас ситуация меняется, Указом Президента предусмотрены упрощение процедуры усыновления, налоговые льготы родителям, усыновившим ребенка-сироту.
До 150 ребятишек ежегодно берут под опеку, как правило, родственники. Опека (до 14 лет) или попечительство (от 14 до 18 лет) устанавливается органами опеки и попечительства, которые входят в состав муниципалитета. За ребёнком сохраняются льготы согласно его статусу, опекуну (попечителю) выплачиваются средства на его содержание.
У остальных детей есть шанс обрести папу и маму в приёмной семье. Приёмному родителю кроме ежемесячного пособия на содержание ребёнка выплачивается заработная плата. С января 2013 года установлены дополнительные льготы для приёмных родителей.
- Здесь чётко разграничены обязанности, - комментирует Наталья Дмитриевна. - Человек берёт на себя обязательство по достойному воспитанию ребёнка, а государство обеспечивает материальную поддержку. Задача приёмных родителей не только обогреть ребёнка, окружить его любовью и заботой, но и научить жить в семье. Дать то, чего дети лишены и в неблагополучной биологической семье, и в детском доме. В моей практике был случай, когда воспитанница детского дома совершенно искренне сказала: "Рожу ребенка, отдам в детдом. Там хорошо, о ребятишках заботятся: поят, кормят, одевают...".
Сейчас в Госдуме разрабатываются поправки в Семейный кодекс, расширяющие круг усыновителей, опекунов. А в Кузбассе, который полномочный представитель Президента РФ по правам ребёнка Павел Астахов назвал регионом, опыт которого в сфере защиты прав детей может служить примером для других территорий, уже приняты меры дополнительной поддержки сирот, приёмных и опекунских семей. Например, кузбассовцы, усыновившие с 2013 года одновременно не менее трех детей-сирот, получат бесплатно квартиры. А при усыновлении одного ребёнка имеют право на беспроцентную ссуду на 20 лет для приобретения жилья. Кроме того, приёмному родителю (матери), взявшему на воспитание пять и более детей-сирот, кузбасские власти установили меры социальной поддержки, как у ветеранов труда, обеспечив их такими же льготами, в том числе скидками на оплату жилищно-коммунальных услуг, бесплатными проездом в общественном транспорте и зубопротезированием. Таким семьям, проживающим в частном секторе в домах без центрального отопления, предоставлена 50-процентная скидка на топливо.
Естественно, возникает вопрос: а не движет ли некоторыми приёмными родителями меркантильный интерес?
- Действительно, когда были опубликованы льготы, к нам выстроилась очередь, - отвечает Наталья Старченко. - Но после того, как мы подробно поговорили с каждым желающим, разъяснили не только права, но и обязанности приёмных родителей (например, специалист, ведущий работу с приёмной семьёй, вправе давать рекомендации, делать замечания, просить отчет, причем не только финансовый), желающих сразу убавилось. Мы работаем с тонким инструментом - человеком, поэтому сложно порой определить настоящие мотивы. Для этого и создана школа приёмных родителей, где с потенциальными папами и мамами работают профессиональные психологи.
Возврат детей из приёмных семей - больной вопрос, ведь ребенок получает серьёзную психологическую травму. Его предают дважды: сначала собственные отец и мать, потом - приёмные родители. В 2010 г. вернули 3 детей, в 2011-м - 7, в 2012-м - 9. Да, это немного, если сравнить с числом созданных приёмных семей: 2010 и 2011 гг. - по 101, 2012 г. - 98. Но за каждым случаем - горе ребёнка.
- Взрослеет ребенок - взрослеют проблемы, - объясняет Наталья Дмитриевна. - Но некоторые приёмные родители зачастую не могут или не хотят справляться с трудностями. Единицы задают вопрос: что я сделал не так? Большинство ищут причину кризиса в ребёнке. Многие стесняются показать свою некомпетентность, обратиться за советом к специалисту. Мы стараемся максимально помочь, разбираемся в каждой ситуации досконально, и ребёнок остаётся жить в семье.
Неблагополучие было всегда. И сегодня, в той же богатой, сытой Европе есть семьи, где царит нищета, где детей бьют. Однако там нет такого количества детских домов.
- В нашей стране нужно менять сознание людей, чтобы понимали: сироты - это не проблема государства, это беда каждого из нас. Это нам, постаревшим, и нашим повзрослевшим детям жить вместе с выпускниками сиротских учреждений, - считает Наталья Дмитриевна. - Мы должны быть кровно заинтересованы, чтобы они стали хорошими специалистами и достойными гражданами, а не повторили судьбу своих опустившихся родителей. Не ограничиваться звонком в полицию или опеку: "Соседка пьёт, дети без призора". А спросить себя: что сделал лично, чтобы стало по-другому? Начать можно с малого. Например, взять на каникулы к себе ребёнка из приюта или детдома. Чтобы он просто увидел, что это такое - хорошая, дружная семья. Недаром акция называется "Тёплый дом".
Ирина СМИРНОВА
Выпуск №: 8-2013 (20.02.2013)