Рейтинг@Mail.ru
Судьба человека

Судьба человека

У нее двое приемных детей, причем оба пришли в семью уже подростками: одному было тринадцать, второму - шестнадцать.

- А не хотелось взять малыша? - поинтересовалась я.

- У меня вообще никогда не было мысли о приемных детях. Как человек, который работает в детском доме и знает ситуацию изнутри, с настороженностью относилась к этой идее, - поразила ответом моя собеседница. - Но так получилось. Наверное, это и называется судьбой.

О работе именно в детском доме Ирина Цветкова тоже не мечтала. Хотела поступить в Новосибирский нархоз (так назывался институт народного хозяйства) - не получилось. Зато успешно сдала экзамены в пединститут и год проучилась на физмате. Этого хватило, чтобы понять: не то! ("Я по складу ума филолог") Отдала документы в Новосибирское педучилище, окончив которое, вернулась в родной город и устроилась в торговое училище библиотекарем. Когда ПУ закрыли и коллектив сократили, пришлось думать о новой работе, а тут коллега и подруга позвала в детский дом №6, где уже сама трудилась. Так Ирина Цветкова стала социальным педагогом.

- Первый человечек, которого встретила в детском доме, был он, Коля. В группе самый маленький, худющий, смешной. Донашивал вещи за всех, шапка огромная на маленькой голове. Пуговицы на куртке разные - желтые, зеленые, - вспоминает.

Однако в семью к Цветковым Коля попал не сразу. Частым гостем в доме был, это точно. По дороге в школу забегал к соцработнику, возвращался после уроков - тоже заходил чаю попить. С Линой, дочкой Ирины Юрьевны, учились в одном классе, находилось, о чем поболтать. А накануне майских праздников парнишка заболел, на "скорой" в больницу увезли.

- Вскоре Коле стало легче, врачи сказали: "Заберите мальчика на праздники, потом привезёте". После 1 Мая - День Победы, опять та же история. И в детдоме тоже нужно отчислять, зачислять, заранее предупреждать, чтобы на питание поставить..., - рассказывает Ирина Юрьевна. - Лина и предложила: "Мам, что ты его туда-сюда таскаешь? Пусть уже у нас живет".

Коля задержался до осени, и в детском доме предложили Цветковой оформить его в приемную семью.

Денис, в отличие от Коли и большинства обитателей детдома, которые попадают в сиротское учреждение чуть ли не с рождения, до десяти лет воспитывался дома. Потом мама умерла, а родных, желающих позаботиться о мальчике, не нашлось.

- Денис совсем другой. Он был особенным. Читал очень много, занимался в театре-студии у Темирбаева, в настоящем взрослом спектакле "Золушка" играл пажа. Учился хорошо, и я настояла, чтобы пошел в десятый класс. Получилось, что в центре отдыха летом не было мест, а мы с ним общались более близко, чем с другими ребятами, вот и предложила пожить у меня на каникулах. Он так и остался. Все равно никому в детдом неохота. Дома во сколько проснулся, во столько и встал, что захотел, то и покушал, чем захотел, тем и занялся. И Денис понимал, что воспитание в приемной семье - это шанс на другую жизнь. А мне очень хотелось помочь ему получить этот шанс.

Ирина Юрьевна достает альбом и показывает снимки. Вот Коля. Действительно, трогательно-смешной: в куртке до колен, резиновых сапогах, большой шапке. При этом улыбается во весь рот. Он на всех фотографиях - с улыбкой до ушей. Кроме, пожалуй, последних, из армии. На этих снимках - серьезный парень в ладно сидящей форме, боец мотострелковой дивизии, что дислоцируется в Юрге.

- Я так по нему скучаю! - вздыхает женщина. - Кажется, больше, чем по дочке. Ангелина в Новокузнецке в СМИ учится, на выходные домой приезжает, а к Коле (он с ноября служит) только раз ездили, на присягу. Всей семьей его от службы отговаривали! Но Коля упрямый, есть в нем стержень. Если уж что решит, то хорошая цель, плохая ли, будет добиваться ее любыми средствами. Еще он рукастый. Проводку провести, кран поставить, обои наклеить - все сделает. Первый помощник по дому, я - по женским делам, он - по мужским.

Денис сейчас живет в Кемерове, поступил в КемГУ, учится на четвертом курсе по специальности "Социология". Кроме театра парень увлекался политикой ("Информационные, экономические программы - это его! Книги, газеты, журналы читал, в дебатах любого за пояс заткнет!") - вот туда Ирина Юрьевна и посоветовала идти. Она на собственном примере убедилась, что учиться надо только тому, к чему душа лежит.

- Одно беспокоит: рано женился, - по-матерински озабоченно вздыхает собеседница. - Аня тоже наша воспитанница, девочка хорошая, 32-е училище и техникум на ПЗША закончила. Она круглая сирота. Сложно им будет, тем более ребёнок родился, Владику уже три месяца. Мы ведь как планировали? После университета Денис поступит в аспирантуру. Теперь вряд ли получится. Пока живут в семейном общежитии, а потом? Жилье для наших выпускников - самая острая проблема.

Да, не случайно в Кузбассе именно обеспечение сирот жильем - в приоритетных направлениях. Возможно, перспективной молодой семье повезёт, и она получит собственную квартиру.

- А Коля куда из армии вернётся?

- К нам, конечно! Уже договорились, что вместе до пенсии жить будем. Женится, выкупит вторую половину дома, там поселится, а внуков через забор кидать будут! - смеётся женщина. - Если серьёзно, то каждый ребенок сам выбирает, как ему строить взрослую жизнь. Мы можем советовать, направлять, подсказывать, помогать, но решать им.

Когда Ирина Цветкова рассказывает о детях, вспоминает разные, часто веселые истории из совместной жизни, складывается впечатление, что все было легко и просто. Нет, конечно. Хотя, считает, ей повезло. Во-первых, дочка и парни практически ровесники (Лине и Николаю - по 19, Денису - 22), учились в одной школе, общие знакомые, близкие интересы. Во-вторых, у мальчишек нет асоциальных наклонностей (алкоголизм, бродяжничество), которые рано или поздно могут проявиться. В-третьих, чтобы справиться с трудностями (той же детской ревностью, когда Коля ревновал к Лине, а девочка - к парнишке, отнимающем заботу и внимание мамы), старались все делать вместе: всей семьёй - на лыжах, коньках, в турпоходах в Лужбу, домашние обязанности тоже делили по-честному. В-четвертых... Тут, пожалуй, стоит перестать загибать пальцы и попробовать открыть главный секрет: надо просто любить детей и быть бесконечно терпеливой.

- Как бы ни было плохо, у меня даже мысли не возникало вернуть ребят в детский дом. Никогда.

- Потому что жалко? И ребят, и собственных сил, вложенных в их воспитание?

- Жалость - вредное чувство, унижающее человека. А любой ребенок достоин уважения и любви. Что касается вклада в воспитание, об этом пока рано судить. Вот будет Денису и Коле по 30 лет, состоятся они как люди, специалисты, тогда и посмотрим.

Ирина Смирнова

Фото автора и из семейного


Выпуск №:  10-2013 (06.03.2013)

Возврат к списку